Оценки аналитиками январских темпов роста потребительских цен в США в 7,2-7,3% годовых, во вторник были подкреплены новыми данными. Они явно свидетельствовали о дальнейшем раскручивании инфляционной спирали.
National Federation of Independent Business (Национальная федерация независимого бизнеса, NFIB) сообщила, что в январе 61% малых предприятий повысили цены. Это максимальная доля с четвертого квартала 1974 года — времен, когда инфляция превышала 12%, а до победы над ней оставалось еще восемь лет.
При этом главными проблемами для бизнеса остаются нехватка сотрудников и рост стоимости рабочей силы. Их последствия он и перекладывает на потребителей, подстегивая инфляцию.
Сверхмягкая денежно-кредитная политика и нарушенные пандемией цепочки поставок вызвали рост цен. Те, в свою очередь, побудили работников требовать повышения зарплат. Усугубило ситуацию явление, прозванное Great Resignation (Великая отставка), когда миллионы американцев стали добровольно уходить с работы.
В результате половина малых предприятий, участвовавших в опросе NFIB, сообщили о повышении компенсации сотрудникам. Это тоже максимум за 48 лет.
Правда, только около 27% малых предприятий заявили, что планируют увеличить зарплаты в следующие три месяца. Это улучшение по сравнению с декабрем 2021 года (тогда было 32%), но все равно — очень много по историческим меркам.
Рынок облигаций прочитал эту информацию однозначно — шансы на еще более резкое, чем было заложено в котировки, ужесточение денежно-кредитной политики опять выросли. Доходность 10-летних U.S. Treasury взлетела до 1,971% — это максимум с ноября 2019 года. Но на рынке не сомневаются, что вскоре она преодолеет круглую отметку 2% и пойдет дальше. Так, JPMorgan Asset Management считает, что она может достичь 3% в этом году.
Этому способны помочь фонды ипотечных облигаций, которые будут вынуждены продавать U.S. Treasuries, чтобы защитить портфели от последствий роста доходностей. В разговоре с Bloomberg трейдеры сообщали, что именно по этой причине они внимательно следят за уровнем 1,95%.
Но это перспектива дней или недель. На более долгой дистанции доходности могут оказаться гораздо выше уровней, о которых сейчас говорят. Если инфляция в США уже вышла на уровень начала 1982 года (7,2-7,3% соответствует февралю), то что будет, если вернется 1981 год?
Тогда ведь она была двузначной, а ФРС, для того чтобы затормозить рост цен, пришлось в моменте делать ставку на 7 процентных пунктов выше инфляции. Сейчас такой возможности нет (не только из-за неизбежной рецессии, но и из-за размера госдолга), так что придется быстрее снижать размер баланса регулятора. Но из этого совершенно не следует, что доходности по облигациям не смогут оказаться куда выше самых смелых сегодняшних фантазий.