Одно из ведущих американских СМИ – информационное агентство «Bloomberg» - на прошлой неделе выпустило статью под заголовком «Финансовая крепость Путина смягчит удар от санкций». Журналист издания констатирует, что в условиях постоянного санкционного прессинга Россия смогла выстроить экономическую систему, способную «постоять за себя» в случае новых попыток давления, которыми регулярно угрожает Запад. По мнению опрошенных «Экспертом» аналитиков, пройдя за 20 лет непростой путь со взлетами и падениями, сейчас экономика страны, действительно, «научилась» преодолевать сложные кризисы, но, в то же время, снизила темпы роста, для разгона которых требуются решительные и нестандартные меры.
Стабилизировались и остановились
Генеральный директор инвестиционного фонда «РЕАМ Менеджмент» Михаил Сиволдаев в целом позитивно оценивает изменения, через которые прошла российская экономика с того момента, как она перестала быть советской. «Оглядываясь назад, можно констатировать, что, в целом, государство научилось преодолевать кризисы, достигнута макроэкономическая стабильность, хотя структурных изменений, которые обеспечивали бы выход экономики на траекторию роста, пока недостаточно», - считает он. В то же время инвестор высказывает осторожную надежду, что в 2022 году ситуация нормализуется на фоне продолжающегося сырьевого суперцикла и постепенного восстановления мировой экономики. «Растущие прибыли компаний стали ресурсами для расширения бизнеса, новых частных инвестиций. В своем макропрогнозе еще в 2021 году Минэкономразвития заложил 3% рост ВВП в 2022-2023 годы», - добавил Сиволдаев.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов отмечает, что экономический рост в России, который наблюдался после 1998 года на фоне завершения создания первичных основ рыночной системы и прерывавшийся двумя кризисами, начиная с 2010 года демонстрирует тенденцию к торможению. По его словам, лучшим периодом стали 2000-е годы (до кризиса 2008-2009 годов), когда произошло заметное снижение доли экспорта в ВВП и доли импорта во внутреннем спросе. «Последнее говорит о росте в этот период (на фоне включения рыночных механизмов и достаточно конкурентной среды) внутренне-ориентированных производств и об определенном повышении конкурентоспособности российских производителей на внутреннем рынке», - пояснил специалист.
Этот период запомнился реализацией крупных инвестиционных проектов, заложивших основу дальнейшей экономической стабильности. Именно в это время были построены, например, Антипинский НПЗ, Тихвинский вагоностроительный завод и многие другие. В 2003 году завершилось растянувшееся на десятилетия строительство Северомуйского тоннеля Байкало-Амурской магистрали. Иностранный бизнес в это время активно открывал подразделения в России: под Петербургом с завода Ford началось создание крупного автокластера, производства с иностранным участием открывались по всей стране. В 2006 году Олег Дерипаска запустил первое построенное в России за 20 лет алюминиевое производство – Хакасский алюминиевый завод РУСАЛа в Саяногорске. В этом же году начат другой его крупнейший инвестпроект - Богучанское энерго-металлургическое объединение (БЭМО), который синхронизировал достройку Богучанской ГЭС мощностью почти 3 тыс. МВт и возведение Богучанского алюминиевого завода мощностью почти 600 тыс. тонн первичного алюминия в год. БЭМО стал ключевым элементом Программы комплексного развития Нижнего Приангарья.
Примером успешных IT-компаний, чье становление пришлось на 2000-е годы, стали «Яндекс» и «Вконтакте», которые в настоящее время являются самыми посещаемыми сайтами в России. «Яндекс», созданный Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, уже в 2001 году завоевал титул самого популярного поисковика российского Интернета. Сегодня это крупнейшая российская интернет-компания, чистая прибыль которой по итогам 2020 года превысила 24 млрд. руб. «ВКонтакте», запущенный в 2006 году Павлом Дуровым как сеть для общения студентов, за несколько лет уверенно захватил отечественную интернет-аудиторию, а позже уверенно закрепился и во многих зарубежных странах. По оценкам владеющей ресурсом Mail.ru Group, в 2021 году месячная аудитория «ВКонтакте» превышала 70 млн. человек.
Однако позже наблюдается снижение экономического роста, причем, обращает внимание Валерий Миронов, это происходило еще при высоких ценах на нефть, что может свидетельствовать о структурных и институциональных слабостях, которые до поры до времени компенсировались поступлением нефтяной ренты, позволявшей экономике развиваться в рамках потребительски ориентированной модели и даже получать значительные объемы прямых иностранных инвестиций.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрий Плеханов также обращает внимание на скачок России до 2008 года и последующее торможение. Это нашло отражение и в мировых рейтингах, к которым, впрочем, он рекомендует относиться с осторожностью. «Но в любом случае подобные рейтинги имеют смысл, так как они дают общее представление о балансе сил и о вкладе каждой из стран в мировую экономику. И в этой связи рост доли России в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) с 2,8% в 1998 году до 3,7% в 2008 году является весьма показательным, как и последующее снижение до 3,1% в последние годы», - отметил он. К аккуратному подходу к различным рейтингам призывает и Валерий Миронов, так как они фактически не имеют достаточно убедительного теоретического и эмпирического обоснования.
В тоже время, замечает Дмитрий Плеханов, при всей той критике, которая в последнее время раздается в отношении количественных показателей, таких как ВВП, и необходимости ориентироваться на качественные показатели уровня жизни, все-таки темпы роста экономики являются наиболее важными. Именно рост экономики, уверен аналитик, говорит и об общей динамике развития, и о создании новых рабочих мест, и о социальной стабильности. «Да и структурные реформы, о которых так много говорится применительно к российской экономике, гораздо легче проводить именно на фоне экономического роста. Поэтому обеспечение высоких темпов развития экономики должно являться основной целью государственной политики», - говорит эксперт. Пока же говорить о таком росте не приходится. В настоящее время отечественная экономика в целом, так и промышленность, похоже, попали в ловушку среднего дохода, или, как минимум, низких темпов роста, а усилий государства и превалирующего окологосударственного бизнеса пока недостаточно для прыжка из нее, полагает Валерий Миронов. Он называет ряд признаков, подтверждающих эту позицию: темпы роста ВВП существенно ниже целевых - они нормальны для стран с развитой экономикой, но для «догоняющих» обычно характерны более высокие; отсутствие на фоне наличия сырьевой ренты сильных стимулов проводить реструктуризацию экономики, создавать институты, способствующие долгосрочному росту; ограниченные возможности для конкуренции как с развитыми странами (в части качества товаров, наличия влиятельных компаний), так и с развивающимися (в части уровня заработных плат в валютном выражении). А возникает такая ловушка либо при торможении скорости притока трудовых ресурсов, либо при резком снижении интенсивности организационных и технологических нововведений, пояснил заместитель директора Института «Центр развития».
Будущее за инновациями и «цифрой»
Между тем, именно наличие высокоразвитой и конкурентоспособной на мировом уровне промышленности, несмотря на значительную долю сферы услуг, по-прежнему является одной из ключевых характеристик ведущих экономических держав, уверен Дмитрий Плеханов. «Неслучайно, что в настоящее время все ведущие экономики мира (США, Япония и страны ЕС) озаботились вслед за Китаем формированием собственных планов промышленного развития, ориентированные на сохранение и укрепление своего доминирующего положения в ключевых технологических секторах, таких как, например, производство полупроводников», - отмечает он. По его словам, еще один мощный фактор, который обуславливает повышение роли промышленности в экономике - это цифровизация. «Невозможно построить современную информационную экономику без наличия серьезной промышленной базы в виде доступа к сырьевым ресурсам, технологиям их переработки и производства материалов и компонентов. Примером является повышенный рост внимания к проектам по добыче меди, которую называют металлом будущего или «новым золотом» из-за ее вклада в развитие высокотехнологичных продуктов, таких как электромобили», - отмечает исследователь.
Михаил Сиволдаев указывает, что, хотя российская промышленность и движется по пути импортозамещения, для достижения настоящей конкурентоспособности необходимо активнее обеспечивать соответствующие механизмы поддержки тех амбициозных задач, которые стоят перед отечественными производителями. В то же время, сложная международная обстановка дает российскому бизнесу и экономике и новые возможности. «Конечно, санкции и угроза их введения приводит к бегству иностранных портфельных инвесторов. Но, с другой стороны, на фоне этого бегства становится выше потенциал роста российских акций, дивидендная доходность, а значит, больше возможностей для отечественных инвесторов. Российские компании начали инвестировать в проекты по устойчивому развитию и это повышает их стоимость, открывает доступ к новым контрактам, более дешевым деньгам и новым рынкам сбыта», - считает он.
Рецепты развития: не упустить новые возможности
В ближайшие годы аналитики видят перспективы рывка в мире в росте производительности труда и ускоренного развития обработки в Центральной и Восточной Европе и других старопромышленных регионах мира за счет оттока ее из Китая, чтобы снизить риски поставок из Азии на фоне угрозы пандемий. «У российской обработки в обоих случаях есть новый шанс на фоне сохранения традиций в обработке, заделов в информационно-коммуникационных технологиях, наличия разнообразного сырья для обработки и хорошей логистики относительно Европы и Ближнего Востока», - считает Валерий Миронов.
Инвестор Михаил Сиволдаев дает конкретный рецепт: «Энергопереход стал стержнем новой глобальной повестки, с ним будет связан целый комплекс технологических прорывов в энергоэффективности и декарбонизации. Уверен, что эти процессы серьезно повлияют на дальнейшее развитие экономики и промышленности страны… Сегодня мы видим усиливающуюся конкуренцию на рынке ВИЭ (возобновляемых источников энергии), как глобальном, так и российском. За последние годы в отрасль активно заходят новые игроки, что говорит о росте спроса на зеленую энергетику во всем мире. И у России есть все шансы занять здесь свою нишу». По его словам, работа на этом направлении в России ведется и государством, и крупным бизнесом. «Одна из причин такого интереса к зелёному инвестированию - это те решения, которые приняло наше государство в последнее время: и стратегия низкоуглеродной развития, и заявление президента РФ о выходе страны на углеродную нейтральность к 2060 год», - пояснил Сиволдаев.
Примеров бизнес-решений, направленных на реализацию экологической повестки, в России тоже немало. В 2021 году входящая в En+ Group компания «Русал» объявила о планах масштабной «зеленой» модернизации четырех своих заводов — в Красноярске, Иркутске, Братске и Новокузнецке, где будет обновлена треть мощностей. Это логическое продолжение общего курса на модернизацию металлургических активов, о котором Олег Дерипаска объявил еще в 2000-х годах. Масштабная программа развития гидроэлектростанций En+ Group также в полной мере отвечает принципам энергоперехода, а новые ГЭС могут стать основой развития энергетики страны. В рамках прошлогоднего Санкт-Петербургского международного экономического форума компании «НОВАТЭК» и «Северсталь» подписали меморандум о сотрудничестве в сфере альтернативной и водородной энергетики и снижения выбросов парниковых газов, который предусматривает реализацию совместного пилотного проекта по производству водорода из природного газа с применением технологий улавливания и хранения углекислого газа. Документ также предусматривает совместную разработку требований, стандартов и инжиниринговых решений производства, хранения и транспортировки водорода, а также сотрудничество в области производства и поставок водорода, разработки технологических решений для использования топлива на его основе. Пилотное производство планируется запустить на площадке «Северстали» к 2023 году. Таким образом, ESG-повестка - принципы экологического, социального и корпоративного управления (Environmental, Social and Governance) – становится все более популярна в отечественной бизнес-среде. Вклад российских промышленников в сохранение планеты, снижение выбросов парниковых газов, эффективное энергопотребление и разумное природопользование становится все очевиднее и весомее.