Спецоперация России на Украине всколыхнула мировые сельскохозяйственные рынки. На эмоциях и по политическим причинам трейдеры отказываются от российской пшеницы, хотя ее поставщики стараются, несмотря на проблемы с логистикой, выполнять контракты. Проблемы испытывает, в частности, Египет, который является крупнейшим мировым импортером пшеницы.
Египет не способен самостоятельно накормить своих граждан без покупки зерна. При этом Россия и Украина являются ключевыми его поставщиками. Египту даже пришлось отменить предыдущий тендер по поставкам, который должен был состояться в прошлый четверг — предложение было получено только от одной французской фирмы, пишет Bloomberg. Премьер-министр Египта встретился с главой центрального банка, министром торговли и финансов и другими официальными лицами, чтобы обсудить запасы страны и финансирование необходимых ей товаров, говорится в заявлении кабинета министров страны.
Но проблема гораздо шире. В то время как порты в Украине закрыты, некоторые российские экспортеры стараются выполнять существующие контракты. Позиция ряда европейских стран, которые остановили передвижение судов из России, обостряет ситуацию. К тому же новые сделки не заключаются. Трейдеры говорят, что они воздерживаются от покупки российского зерна, в то время как экспортеры не могут договориться о контрактах на данный момент, потому что не знают, смогут ли они выполнить их.
Неопределенность, вызванная войной, означает, что страны-импортеры рассматривают альтернативу для покупки зерна в других странах. Но варианты ограничены, поскольку Россия и Украина занимают более четверти мировой торговли пшеницей и почти пятую часть торговли кукурузой. Сбои происходят в то время, когда мировые цены на урожай уже взлетели до рекордов, подпитывая инфляцию. Если Россия и Украина покинут мировой рынок зерна на длительный период, это окажет значительное влияние на поставки продовольствия и цены.
Тем временем стоимость поставок пшеницы из других стран активно растет. Фьючерсы на пшеницу в Чикаго подскочили почти на 9% в понедельник — это самый высокий уровень цен за более чем 13 лет. Стоимость поставок пшеницы растет из-за более высоких расходов на страхование и доставку, заявили трейдеры. В качестве основных рынков они называют французское и американское зерно.
Зерно вопроса
Между тем, указывает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева, с середины 2020 года рынок пшеницы находится в растущем тренде: цены на американскую пшеницу на CME выросли от 4,5 до 9,4 долларов за бушель. Экспортные цены в России (данные «Совэкон») увеличились за этот период от 200 до 313 долларов за тонну (FOB Черное море).
Рост обусловлен фундаментальными причинами, поясняет Лукичева. Данные Минсельхоза США показывают, что баланс мирового рынка в сезонах 2020-21 и 2021-22 годов складывается с дефицитом, а это значит, что уровень накопленных запасов неуклонно снижается, и накопленные в мире запасы пшеницы покрывают менее половины мирового потребления.
Важно также понимать, как распределяются накопленные запасы. В сезоне 2021-22 чуть больше половины (51%) их сосредоточено в Китае, указывает эксперт. КНР активно покупала на мировом рынке зерновые, в том числе пшеницу в последние несколько лет, увеличивая импорт. В странах-экспортерах находится 11,5% мировых запасов, в странах-импортерах — 14%. Отдельно можно выделить Индию и США как страны с достаточным уровнем запасов.
Приведенное распределение запасов пшеницы показывает, что мир, за исключением Китая и стран-экспортеров, крайне уязвим к текущему росту цен. Малейшее колебание в предложении может вызвать продолжение роста цен, всплеск спроса со стороны основных импортеров, рост внутренних цен на основные продукты питания в этих странах, полагает Оксана Лукичева. Потенциально это приведет к угрозе хаотизации регионов, зависимых от импорта продовольствия.
В текущем сезоне 2021-22 около 14% предложения пшеницы находится под угрозой непоставки на мировой рынок. Производство в России оценивается в примерно 75 млн тонн, а на Украине — в 33 млн тонн. Экспорт из России может быть сильно затронут введенными санкциями, а с Украины — военными действиями и хаотизацией экономики страны, где часть посевов также может погибнуть.
Переоценка прогнозов и экспорта пока не производилась Вероятно, она будет проведена примерно в мае, когда обычно проводятся первые оценки урожая на текущий год. Заменить поставки из этих стран будет довольно сложно, т.к. невысокие цены на причерноморскую пшеницу уже привлекли свой круг покупателей, которые в итоге будут вынуждены тратить больше средств на удовлетворение нужд первой необходимости. Таким образом, заключает Лукичева, в 2022 году ситуация на рынке пшеницы и в продовольственной обеспеченности мира может сложиться крайне неблагоприятным образом.
Пшеница растет на войне, как на дрожжах
Цены на пшеницу тоже участвуют в войне, полагает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Первый день весны ознаменовался почти паническим подскоком котировок на её фьючерсы в США — выше 950 долл. Это новый максимум за 10 лет. А ведь ещё 25 февраля торги закрывались на отметках в районе 843 долл. Таким образом, рост составил 13% только за два последних дня. А с начала февраля — на 29%, с уровней 741 долл.
Причины понятны, констатирует эксперт. Участники рынка обеспокоены масштабным вооружённым конфликтом и беспрецедентными антироссийскими санкциями, которые способны подорвать производство и поставки из России и Украины. Кроме того, резко выросли расходы на страхование и транспортировку. Ограничены возможности перевозок морем из-за закрытия южных портов. Экспортёры из двух стран пока не могут договориться о новых контрактах из-за того, что не способны гарантировать их выполнение по мере развития ситуации.
Москва и Киев действительно являются крупными поставщиками пшеницы, на которых в совокупности приходится чуть меньше мирового экспорта — 29%. В текущем сезоне, по данным консалтинговой компании «СовЭкон», у Украины осталось на экспорт примерно 6 млн тонн пшеницы, у России — 7-7,5 млн тонн. Спрос на зерно сохраняется и даже повышается с учётом необходимости создания более крупных запасов у потребителей.
В таких условиях, уверен Марк Гойхман, изменение котировок зависит прежде всего от геополитической и военной обстановки. И не исключены новые рекорды цен. Уровень 1000 долл. выступает как вполне реальный.