21 марта авиалайнер компании China Eastern Airlines Corp. рухнул с высоты 8840 метров и врезался в холм на юге Китая в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Все находившиеся на борту 132 пассажира и члена экипажа погибли. С учетом того, что отношения между США и КНР находятся сейчас на самом низком едва ли не за всю их историю уровне, без особого риска ошибиться можно сделать прогноз, что отношения между Пекином и компанией Boeing Co, которая и построила разбившийся самолет, тоже вполне могут достигнуть «дна».
При этом Пекин заинтересован в прозрачном расследовании авиакатастрофы, так как это укрепит стремление Китая стать лидером в мировой авиации в качестве регулятора и, в конечном итоге, производителя самолетов наравне с Boeing и Airbus SE.
Продолжительное расследование нанесет ущерб компании Boeing. Американский авиастроительный гигант до сих пор восстанавливает репутацию после катастрофы с лайнером 737 Max, который уже три года не покупают в Китае, крупнейшем авиарынке планеты. КНР первой запретила полеты Boeing 737 Max после второй за 6 месяцев авиакатастрофы в марте 2019 года.
За тем, что сейчас происходит вокруг расследования загадочной катастрофы в КНР, следит вся планета, потому что разбившийся лайнер - Boeing 737-800 является в мире одним из наиболее популярных. За два десятилетия Boeing продал более 5100 самолетов этой модели, пассажирская версия которого, кстати, была снята с производства в 2019 году.
Расследование авиакатастрофы по правилам ООН проводит страна, на территории которой она произошла, но в нем имеют право участвовать представители страны, производителя разбившегося авиалайнера, и даже стран, где производились важнейшие детали и узлы.
Злополучный рейс проходил в штатном режиме, но неожиданно лайнер, как камень, упал вниз. Летчикам, которые даже не успели сообщить диспетчерам о «ЧП», лишь на считанные секунды удалось выровнять траекторию его движения, после чего падение возобновилось. В среду спасатели нашли черный ящик с записью переговоров членов экипажа с диспетчерами и только сегодня, в пятницу, бортовой самописец с техническими данными и характеристиками полета. Возможно, они помогут разобраться в этом загадочном ЧП.
Недоверие между китайскими и американскими участниками расследования уже налицо, несмотря на то, что из-за ковидных ограничений американцы еще даже не приехали в КНР. Пекин уже обвинил в черствости и бездушии госсекретаря Энтони Блинкена, который, по утверждению китайских властей, распространял ложь о том, что Китай продает оружие правящему режиму в Мьянме, сразу после трагедии, когда спасатели тщетно пытались найти выживших.
Вашингтон, в свою очередь, обвиняет китайских следователей в том, что они заблокировали американским участникам доступ, например, к черным ящикам. Однако даже агентство Bloomberg, которое трудно обвинить в особой любви к Китаю, соглашается с тем, что китайские следователи ведут себя сейчас точно так же, как их американские и европейские коллеги в схожих ситуациях.
Китайские власти, согласно распространенной международной практике, проводят сейчас тщательные проверки всех пассажирских авиалайнеров, а авиакомпания China Eastern проводит собственное расследование.
В прошлом году США и отдельные их союзники обвиняли Пекин в препятствовании проведению международного расследования возникновения Covid-19. Международным специалистам тогда все же удалось попасть в Китай, но их так и не пустили в Ухань, где и началась эпидемия, позднее переросшая в пандемию.
Что касается Boeing, то компания в лице гендиректора Дейва Калхуна пообещала сотрудничать с Управлением гражданской авиации КНР (СААС).
В Пекине очень надеются, что содержимое черных ящиков позволит пролить свет на загадочную трагедию. На данном этапе власти исключают свою вину, в том числе потому, что экипаж состоял из опытных летчиков. Они прошли положенный медосмотр, у врачей к их здоровью не было никаких вопросов.
Сунь Шиин, возглавляющий отделение China Eastern в провинции Юньнань, где начался полет, утверждает, что лайнер прошел, как положено, тщательную проверку и находился нормальном техническом состоянии. Погода 21 марта, в день катастрофы, тоже была хорошей и не могла стать причиной аварии.