В условиях санкционного давления, инициированного странами Запада, можно говорить о том, что этот показатель выглядит вполне достижимым уже в ближайшей перспективе. Научно-технический потенциал России, финансовые ресурсы и опыт Китая в налаживании масштабных производств, строительстве необходимой транспортной и логистической инфраструктуры могут дать неплохие результаты при грамотном подходе. Политическая воля есть, дело за проработкой технических и нормативно-правовых основ для создания новых возможностей и преодоления барьеров для торговли и сотрудничества, которые существуют во взаимодействии с любой страной.
В 2021 году товарооборот России и Китая вырос на 35,86% и составил 141,37 млрд долларов США. Доля Китая во внешнеторговом обороте России составляет около 18%. Китай — это самый крупный торговый партнер России. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот составил 146,88 млрд долларов США. Россия является 11-м по счету партнером Китая с точки зрения объемов торговли. Основные торговые партнеры Китая: страны АСЕАН, ЕС, США, Япония и Южная Корея.
Широкомасштабное сотрудничество между нашими странами ведется и в многостороннем формате, особенно на региональном уровне. Одним из ключевых проектов является проект Большого Евразийского партнерства, «несущей опорой» которого станут планы по сопряжению развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — один путь». Укрепляется взаимодействие по линии ШОС и БРИКС. Ведется сотрудничество и на таких площадках как ВТО, «Группа 20» и АТЭС. Есть и более специализированные многосторонние форматы взаимодействия, такие как «Программа Экономического коридора Россия — Монголия — Китай», принятая в 2016 году, направленная на реализацию 32 совместных проектов по развитию инфраструктуры, транспорта, электроэнергетики, экологии, науки и туризма.
Объединяющим фактором для наших стран является общая цель по выстраиванию многополярного мира, подразумевающего в том числе усиление региональных центров силы и смещение основного центра экономической активности из Западных стран в сторону стран Большой Евразии и Юго-Восточной Азии.
В условиях жесткого санкционного давления на Россию, инициированного США и странами ЕС, а также рядом других стран, традиционно поддерживающих их, можно ожидать, что подобное давление будет оказываться и на Китай, как ключевого торгового партнера России. Это подтверждается официальными заявлениями руководства США и свидетельствами официальных лиц России и Китая. Довольно естественным может быть временное замедление деловой активности, связанной с необходимостью перестройки механизмов взаимодействия в новых условиях и с высокой степенью неопределенности развития мировой экономики на фоне происходящих событий в целом. Некоторые сложности могут возникнуть при взаимодействии с китайскими компаниями с большой долей западного капитала. Это необходимо учитывать бизнесу при выстраивании отношений.
Однако не стоит забывать о том, что опасения, которые активно высказывались в связи с первой волной санкций в отношении России в 2014 — 2015 гг., в контексте отношений России и Китая в современных реалиях становятся менее критичными. Этому способствует несколько факторов, перечисленных на рисунке ниже.