Катарская государственная энергетическая компания QatarEnergy (QE) подписала 19 июня соглашение с итальянским нефтегазовым гигантом Eni о совместном участии в крупнейшем на планете проекте по производству сжиженного газа (СПГ). 75% акций совместного предприятия будут принадлежать QE и 25% - Eni. У нового катарско-итальянского СП будет 12,5% акций в проекте освоения гигантского газового месторождения Северное. Этот проект со сметой в 28,7 млрд долларов QE начала три года назад, летом 2019 года. Он должен увеличить производство СПГ в Катаре с нынешних 77 млн тонн до 110 млн тонн в год. Кстати, большое внимание уделяется минимизации выбросов углерода и вреда окружающей среде.
Катар находится на третьем месте по запасам природного газа после России и Ирана. Доха привлекает иностранные компании к проекту увеличения производства СПГ и экспорта катарского газа. После его окончания Катар станет крупнейшим экспортером сжиженного газа на планете.
«Это (подписание соглашения) – стратегический ход Eni, который расширит его присутствие на Ближнем Востоке,- говорится в заявлении итальянской компании.- Оно позволит нам сотрудничать с ведущим мировым производителем СПГ».
Глава Фонда объединения стран Персидского залива (AGF) Амаль Хамидалла рассказала информагентству Media Line, что расширение газового сектора Катара планировалось много лет. Энергетический кризис в Европе показал, что катарцы на правильном пути. Европейцы сейчас очень нуждаются в газе. Евросоюз стремится отказаться от российского газа и ищет альтернативных поставщиков «голубого» топлива.
По мнению Франческо Сасси, специалиста по газу и газовым рынкам итальянской исследовательско-консалтинговой компании Ricerche Industriali ed Energetiche, Катар после окончания проекта в 2027 году сможет резко увеличить поставки СПГ в Европу. Однако сейчас, когда этот газ особенно нужен Старому Свету, возможности Дохи по резкому увеличению экспорта сильно ограничены.
Хамидалла тоже считает, что компенсировать отказ от российского газа Европе Катар не сможет. При этом она ссылается на министра энергетики Катара Саада аль-Кааби, который заявил в конце марта в Дохе, что рассчитывать на крупные поставки катарского газа европейцы смогут не раньше 2025 года.
Во-первых, объясняет Амаль Хамидалла, Катар сейчас физически не может заменить Европе российский газ, составляющий 40% потребляемого Евросоюзом газа.
Во-вторых, не стоит забывать о транспортировке катарского газа в Европу. Поскольку газопроводов, связывающих Катар с Европой, нет, то транспортировать его Доха можно только в жидком виде.
И наконец, в-третьих, следует помнить о долгосрочных контрактах, по которым катарцы работают со своими главными покупателями в Азии: Южной Кореей, Японией и Китаем. Если Катар начнет перенаправлять газ, предназначенный для азиатских клиентов, в Европу, то ему придется выплачивать солидную компенсацию за срыв контрактов. Это само по себе вполне достаточный аргумент, а ведь следует помнить и о потере репутации надежного партнера, восстановить которую очень трудно. Поэтому сейчас, когда у него мало свободного газа, существенно помочь Европе избавиться от российского газа Катар не сможет.
Между прочим, Франческо Сасси считает азиатских покупателей катарского газа намного более надежными, чем европейских. Причем, как в коммерческом отношении, так и в отношении собственно надежности. Азиатские партнеры доказали свою надежность за долгие годы сотрудничества, а вот Европа не очень хочет подписывать долгосрочные контракты. Брюссель долго пытался перевести сотрудничество и с «Газпромом» на краткосрочные контракты, из-за чего постоянно возникали конфликты. Вопрос длительности действия контрактов и сейчас замедляет переговоры о поставках газа между Германией и Катаром.
Логика Катара понятна: катарцы сильно рисковали, вкладывая три года назад десятки миллиардов в проект расширения своего газового сектора, когда предложение газа на глобальном рынке превышало спрос. Естественно, сейчас он заинтересован в том, чтобы окупить эти вложения и иметь надежных покупателей в течение как минимум 10 лет.
Сейчас, правда, ситуация резко изменилась, и европейцы, не исключено, все же согласятся покупать катарский газ по долгосрочным контрактам несмотря на то, что Брюссель пока еще не изменил сроки перехода к «чистой» энергетике, в которой не будет не только угля и нефти, но и относительно (по сравнению с ними) чистого газа.
Геополитическая обстановка сейчас на стороне Катара. Франческо Сасси, например, считает, что к тому времени, когда с России будут сняты западные санкции, мировой порядок в энергетике сильно изменится.
«Импортерам придется искать новый баланс между надежностью предложения и доступностью энергоносителей»,- объясняет он.
Взаимозависимость в энергетической сфере - особенно это заметно в отношении газа - по мнению итальянского эксперта, является последним мостом, связывающем Евросоюз и Россию.
«Когда это станет политически возможно, а это, наверное, будет нескоро, европейские страны попытаются вновь пройти по этому мосту,- говорит он.- Тогда может возникнуть новый интерес к российским энергоносителям».