Цены на медь не могут восстановиться после масштабного падения на прошлой неделе и перспективы стоимости металла остаются совсем не радужными: инвесторы закладывают в цены опасения глобальной рецессии в ожидании ужесточения денежно-кредитной политики ряда мировых центробанков, повышающих ставки рефинансирования.
В понедельник утром цена меди продолжила падение, начавшееся неделей ранее. Так, июльский фьючерс на медь на бирже Comex упал на 0,56%, до 3,9905 доллара за фунт (около 0,45 килограмма). Впрочем, день на Лондонской бирже металлов (LME) тонна меди с поставкой через три месяца завершила подъемом на 0,18%, до 8977,5 доллара. Утром вторника, 21 июня, металл также попытался отскочить — июльский фьючерс на медь на бирже Comex к 8 мск вырос на 0,08%, до 4,01 доллара за фунт. Однако потом рост снова сменился снижением.
Сегодня, пишет «Прайм», стоимость металла отражает оптимизм инвесторов по поводу спроса на сырьевые товары в крупнейшем импортере меди — Китае. После вспышек коронавируса спрос начинает восстанавливаться — об этом свидетельствуют данные торгов. Впрочем, повышение ставок — процесс долгосрочный, и давление на металл может сохраниться.
Риски поддержат цены
Цены на медь на прошедшей неделе показали значительное снижение, уйдя ниже сильного уровня поддержки 9 тыс. долл. за тонну (LME) и почти коснувшись уровня 8,8 тыс. долл., подтверждает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. По ее словам, опасения по поводу замедления экономического роста оказали давление на цветные металлы, в том числе на рынок меди, который, как известно, является популярным индикатором здоровья мировой экономики.
Перспективы спроса на металл ухудшились из-за продолжающихся карантинных ограничений в Китае, а также после резкого повышения процентной ставки ФРС США, говорит эксперт. Вероятность рецессии в американской экономике после этого оценивается в 44%.
При этом рынок меди пока игнорирует проблемы со стороны предложения: рабочие чилийской государственной горнодобывающей компании Codelco, крупнейшего в мире производителя меди, намерены начать подготовку к общенациональной забастовке после того, как компания объявила о закрытии проблемного медеплавильного завода Ventanas. Завод производит ежегодно 194 тыс. тонн меди, что составляет около 3,5% от ее годового производства в Чили — крупнейшем производителе этого металла в мире.
Таким образом, считает Лукичева, риски со стороны предложения будут поддерживать цены на медь, несмотря на ожидающееся падение потребления. Диапазоном колебаний цен в среднесрочной перспективе, по оценке аналитика, может стать 8,8-10,2 тыс. долл. за тонну.
ФРС и Пауэлл — хозяева медной горы
Тем временем во вторник, 21 июня, цены на медь на утренних торгах медленно идут вниз, теряя 0,5-0,6%, отмечает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. Это вроде бы и немного, говорит он, особенно после падения прошлой недели сразу на 5%. Однако, учитывая критическую важность уровней, на которых котировки меди оказались (8,7-9 тыс. долл. за тонну), каждый процентный пункт дополнительного сползания резко повышает вероятность смены тенденции на рынке меди с восходящей на нисходящую с целями 5,5-6 тыс. долл. за тонну уже к концу 2022 года.
Это очень сильное падение котировок — 30% снижения не шутка. Как правило, подобные движения происходят после мощнейшего ралли, как это было в 2020-2021 годах, когда после достижения исторического максимума 10,7 тыс. долл. за тонну цены на медь скорректировались на 20%. Либо, продолжает эксперт, столь масштабное снижение котировок возможно во время серьезного спада в мировой экономике, как это было в 2008 году или в 2018-2019 годах. Причем, судя по скорости возможного падения стоимости меди в следующие 6 месяцев, ухудшение в мировой экономике может развиваться очень быстро, возможно даже стремительно.
Таким образом, активизировавшиеся разговоры о предстоящей глобальной рецессии начинают получать подтверждение не только от макроэкономических индикаторов, но и от рынка меди, которому не раз удавалось заранее предупреждать инвесторов о надвигающемся кризисе.
Вчера, напоминает Федоров, цены на медь демонстрировали смешанную динамику: в начале торгов достигнув минимального значения с августа 2021 года — 8828 долл. за тонну, — они потом быстро вернулись к уровню закрытия прошлой недели (8977 долл. за тонну), около которого сегодня и торгуются.
Настроения на рынках чрезвычайно рецессионные: все видят быстрое ухудшение макроэкономических индикаторов, указывает эксперт. На этой неделе в четверг, 23 июня, будет публиковаться свежая статистика по индексам деловой активности (PMI) в США, еврозоне, Великобритании и Японии. Прогнозы сдержанные, однако сезонного роста активности может просто не хватить для того, чтобы нивелировать охлаждающее воздействие быстрого ужесточения монетарных условий в мире.
Можно, конечно, надеяться на локальные факторы вроде забастовок в Чили, где профсоюз государственной компании Codelco (крупнейший производитель меди в мире) требует от руководства соблюдения экологических норм безопасности на производстве. Однако, вместе с медленным выходом Китая из последних локдаунов из-за вторичных вспышек COVID-19, подобные факторы смогут лишь ненадолго задержать наступление неизбежного «медвежьего» рынка для меди.
Еще одним важным фактором предстоящей недели, продолжает Федоров, станет выступление главы ФРС с полугодовым отчетом в Конгрессе США. Излишне говорить, что Джером Пауэлл при желании может отвлечь рынки от рецессивных настроений. Но для этого главе американского финансового регулятора необходимо сделать парадоксальную вещь: признать быстрое ухудшение ситуации в экономике. Больше ничего говорить не нужно: рынку будет достаточно и этого, чтобы до следующего заседания ФРС 26-27 июля верить в то, что американский регулятор может замедлиться в своем антиинфляционном марше и в конце следующего месяца повысить ставку не на 0,75 п.п., а на 0,50 п.п., уверен Федоров.
В этом случае, считает аналитик, слабые данные по PMI за июнь превратятся в сильную карту для локального роста цен на рисковые активы, в том числе и на медь. Так что, как и на прошлой неделе, все снова зависит от ФРС и Джерома Пауэлла. В случае реализации этого сценария переход в «медвежий» рынок для меди сдвинется как минимум до июля, а цены до конца этой недели смогут отскочить к отметкам 9,2-9,3 тыс. долл. за тонну.