Несмотря на разного рода ограничения российского нефтяного экспорта, вводимые коллективным Западом с момента начала год с лишним назад СВО, и даже объявление эмбарго странами G7 и ЕС 5 декабря и 5 февраля, в прошлом году, по оценке вице-премьера Александра Новака, вывоз сырой нефти превысил 242 млн тонн (более 5 млн баррелей в сутки). Это больше на 7,6% по сравнению с показателем 2021 года.
Конечно, в нынешнем году экспорт наверняка снизится из-за отказа основных потребителей российских нефти и нефтепродуктов от их морских поставок. К тому же, по причине роста транспортных и страховых издержек не все поставки могут принести ощутимую прибыль.
Поэтому с марта по июнь включительно в России ограничивается добыча нефти на 500 тыс. баррелей в сутки (минус 5%). Соответственно и экспорт может упасть на те же 5% — до 4,7-4,8 млн бар/сутки.
Однако ситуация с экспортом нефти и нефтепродуктов в этом году могла бы сложиться значительно хуже, если бы не удалось в основном переориентировать потоки энергоресурсов с Запада на Восток и Юг. Что и было отмечено в ходе заседания коллегии Минэнерго 28 марта.
Александр Новак, в частности, подчеркнул: «Наши дружественные страны — новые рынки, которые находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, Арктике, Средней и Центральной Азии». В результате удалось, по его словам, за прошлый год увеличить поставки российской нефти в Индию в 22 (!) раза.
Правда, этот гигантский рост стал возможным, в том числе, из-за крайне низкой базы 2021 года на индийском направлении, да и резкое увеличение дисконта на нефть марки Urals внесло свою лепту в рост спроса на нее. Но и в абсолютном выражении экспорт в Индию впечатляет.
Вице-премьер таких данных не привел, а по оценкам агентства Argus в декабре прошлого года суточный ввоз российской сырой нефти достиг 1,17 млн баррелей. В январе-феврале этого года превысил уже 1,4 млн бар/сутки. Это более трети от необходимого импорта Индии. И даже более. Эта страна за счет нашей нефти стала одним из крупнейших в мире экспортеров нафты, дизельного топлива и мазута.
Александр Новак отметил и рост поставок в Китай. Его темпы, конечно, не столь впечатляющие, как в случае с Индией. Но тем не менее, по данным Главного таможенного управления Китая, Россия в январе-феврале этого года сохранила взятое еще в мае прошлого первое место по ввозу сырой нефти в Поднебесную, оттеснив Саудовскую Аравию на второе.
Правда, в целом по итогам всего 2022 года Саудовская Аравия экспортировала в Китай 87 млн тонн сырой нефти, а Россия — 86,25 млн. Но тут сказались показатели первых четырех месяцев. В целом же рост российского экспорта в Китай составил в 2022 году 8%.
За первые два месяца этого года Китай получил из России 15,68 млн тонн. По 1,94 млн бар/сутки.
И это еще не предел. По прогнозу прозападного Международного энергетического агентства и информационного агентства Bloomberg, Китай, где в феврале отмечено экономическое оживление из-за отмены локдаунов, скорее всего, увеличит импорт энергоресурсов. И его закупки российской сырой нефти могут вырасти сразу на 10-20%: до 2,2 —2,5 млн бар/сутки.
При этом необходимо подчеркнуть, что Китай не только покупает российской нефти больше, чем Индия. Но и по более значительным ценам.
Argus в марте сообщил, что по его данным, собранным у индийских нефтяных игроков, дисконт на Urals по сравнению с Brent в индийских портах резко снизился в сравнении с январскими показателями — с $33 до $17 за баррель. То есть, в марте цена Urals выросла с $53-55 за баррелей до $62-63. А это, подчеркнем, выше установленного ЕС и G7 ценового потолка.
Bloomberg тут же распространил информацию, не указ ее источник, о том, что индийское министерство нефти обратилось к местным НПЗ с просьбой соблюдать западный ценовой потолок. Однако и российское посольство, и миннефти, и даже Reuters дезавуировали это сообщение, отнеся его к «вбросам».
Впрочем, обозначенные Argus доллары вряд ли полностью доходят до российских экспортеров. Значительная доля оплаты продолжает уходить на обеспечение удлинившихся логистических цепочек.
Что касается Китая, то по данным местной таможни, дисконт на российскую нефть равен всего лишь $8 за баррель. Правда, речь идет не Urals, а о другом сорте — дальневосточном ESPO, или ВСТО. По трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» каждый год поступает в Китай 30 млн тонн. Еще столько же — морем через порт Козьмино (здесь, впрочем, также задействован ВСТО). А это примерно две трети от всего экспорта в Китай.
Кроме этих двух азиатских гигантов, нашу нефть решили покупать Пакистан, начиная с апреля, Индонезия, Гана, продолжает ввозить Турция. В апреле прокачка нефти по трубопроводу «Дружба» в Венгрию, Чехию и Словакию дорастет до 320 тыс баррелей в сутки.
Получается следующая картина. С учетом возможного небольшого сокращения в этом году нефтяного экспорта, России осталось пристроить не более 0,3-0,4 баррелей в сутки. Вполне достижимая цель. Хотя возможны и осложнения, вызванные замедлением мирового экономического роста.
Но в любом случае на заседании коллегии Минэка были озвучены ряд мер, которые должны завершить «великий нефтяной разворот» с Запада на Восток и Юг.
Понятно, что речь в первую очередь зашла об увеличении собственного танкерного флота и формировании собственной же логистической системы. Плюс окончательный перевод взаиморасчетов за нефть на национальные валюты.
Но также необходимо отметить усилия по срочному выстраиванию нового страхового сопровождения нефтесделок. Александр Новак специально отметил: «Важным моментом будет являться в нынешних условиях и создание новых инструментов, новых систем страхования и перестрахования, которые бы принимались нашими клиентами и партнерами».
И это уже делается. 20 октября 2022 года в Ереване члены ЕАЭС подписали соглашение об учреждении Евразийской перестраховочной компании. 24 марта правительство России выпустило постановление № 445, согласно которому это соглашение вносится на ратификацию в Госдуму. Компания предназначена для обеспечения экспортных займов и взаимодействия с кредитными агентствами и страховщиками. В 2023–2025 годах расходы по оплате доли участия России в уставном капитале организации составят 6,75 млрд рублей и будут финансироваться из федерального бюджета.