Выступив во вторник, 28 марта коллегии Минэнерго, вице-премьер Александр Новак отметил крайнюю необходимость расширения производства и экспорта сжиженного природного газа. По его мнению, «это ключевая задача в нынешних условиях, когда газовая инфраструктура в Европу пострадала, и мы потеряли достаточно большой объем экспорта трубопроводного газа».
Новак перечислил и наиболее перспективные, на его взгляд экспортные проекты: «Мы будем развивать и поставки в восточные страны. Тем не менее, рынок сжиженного природного газа развивается активно. У нас есть несколько реализованных проектов, есть ряд проектов в стадии реализации — "Арктик СПГ 2", Усть-Луга, над ними надо работать и помогать их реализовывать», — сказал он.
Дополним — мощность «Арктик СПГ 2» должна составить до 20 млн тонн СПГ в год. Сдача в эксплуатацию четырех технологических линий запланирована на декабрь 2023 года — 2026-ой. «Усть-Луга» рассчитана на 13 млн тонн СПГ. Плюс столько же других фракций переработанного газа.
Амбициозная задача Александра Новака: «к 2030 году выйти не менее чем на 100 млн тонн производства СПГ».
Но это не так просто совершить. Поэтому вице-премьер предлагает: «Для этого нам необходимо, с одной стороны, обеспечить такие проекты ресурсной базой, с другой стороны — мы должны обеспечить независимость с точки зрения технологий и производства соответствующего оборудования, над чем мы сегодня работаем». По его словам, председатель правительства Михаил Мишустин «такую задачу тоже поставил и поручил нам создать соответствующий проект в рамках координационного центра».
Первое заседание этого центра Новак провел 7 марта. Тогда было решено привлечь к созданию крупнотоннажной технологии производства СПГ Петербургский университет и предприятия «Росатома».
Нужно отметить, что с ростом экспорта СПГ в Европу (рекорд прошлого года — 19,4 млн тонн) могут возникнуть проблемы, хотя и меньшие, чем с большинством других поставок за последние месяцы.
Агентство Bloomberg 28 марта сообщило, что Европейский союз намерен создать механизм, позволяющий государствам-членам блокировать импорт российского СПГ. Он должен позволить отказаться от ввода новых антироссийских санкций, вводить которые на общеевропейском уровне все сложнее.
Схема следующая. Правительствам стран ЕС предлагается возможность временно запрещать экспортёрам из России заблаговременно бронировать инфраструктурные мощности, необходимые для поставок.
Данный шаг может привести к снижению потока СПГ из России. Но и это предложение еще необходимо утвердить на заседании Совета ЕС. Пока же его одобряют только Польша, страны Балтии и Финляндия. Германия сомневается. По оценке вице-канцлера и министра экономики Роберта Хабека, к зимнему сезону 2023-2024 не законтрактовано 11 млн тонн СПГ. И взять их пока негде. Тем более, что в этом году не ожидается реэкспорт СПГ из Китая. Что может и усилить дефицит, и толкнуть цены вверх.
К тому же, российский СПГ может поставляться в ЕС под флагом либо Алжира, либо Марокко. Кстати, в начале этого года поставки в эту африканскую страну российского дизеля неожиданно выросли в 10 раз. Западные информагентства утверждают, что излишки, то есть большая часть, реэкспортируются в Испанию, которая в прошлом году закупила непосредственно в России рекордные 760 тыс. тонн дизеля.
Однако реалистичнее наращивать экспорт СПГ вслед за нефтью именно в Азию. На недавних московских переговорах с председателем КНР Си Цзинпином российский президент Владимир Путин проставил задачу экспортировать в Китай 100 млн тонн СПГ уже в 2030-ом году.
Причем нужно отметить, что самому Китаю столько и не переварить. Страна импортирует в сумме трубного газа и СПГ около 190 млрд кубов. А 100 млн тонн СПГ — это 138 млрд регазифицированного голубого топлива. Плюс Россия готовится поставлять в 2030 году в Китай 98 млрд кубов по трубам.
Но, весьма вероятно, что есть план наладить через Китай реэкспорт российского СПГ, то есть создать там СПН-хаб, как это планируется с Турцией в области трубопроводного газа.