WSJ: Россия одержала победу на сырьевых рынках, продавая нефть выше потолка цен

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
24 июля 2023, 13:33

Цена нефти Urals впервые после введения потолка цен превысила 60 долларов за баррель. Wall Street Journal видит в этом частичную победу России над западными санкциями.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Коллективный Запад никогда не скрывал, что целью санкций против России является снижение доходов Кремля. Поскольку основным источником доходов в РФ по-прежнему является нефтегазовый сектор, то основное внимание в финансовой войне приковано к газу и особенно нефти.

Для снижения доходов от продажи российской нефти Вашингтон, Лондон и Брюссель ввели на нее потолок цен, превышение которого является нарушением санкций. Этот потолок действует с 5 декабря 2022 года и составляет 60 долларов за баррель. Более полугода после его введения цена барреля основной марки российской нефти – марки Urals на рынках была ниже потолка.

Однако сейчас цена нефти Urals впервые после введения потолка цен превысила, по данным компании Argus Media, 60 долларов за баррель. Wall Street Journal (WSJ) видит в этом частичную победу России над западными санкциями.

«Это свидетельствует, как минимум, о частичном приспособлении к санкциям»,- пишет WSJ.

Причем, произошло это в тот самый момент, когда тот же Запад начал писать о своей победе в санкционной войне, основываясь на том, что доходы Москвы от экспорта нефти в июне, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), снизились почти на 50% в годовом выражении.

Одним из признаков того, что в июле нефтяные доходы Москвы вырастут, по мнению WSJ, уменьшение дисконта для нефти Urals по сравнению с нефтью марки Brent до 20 долларов за баррель. Разница по-прежнему значительно больше, чем была до 24 февраля 2022 года, но она снизилась вдвое с января текущего года.

Превышению потолка способствовали, главным образом, ограничения на добычу нефти участниками соглашения ОПЕК+, в котором Россия является неофициальным лидером нефтедобывающих стран, не входящих в нефтяной картель. К тому же, значительно вырос в последние месяцы спрос на нефть Urals в Азии, где она успешно конкурирует с саудовской нефтью.

Потолок цен на российскую нефть строится на давней зависимости России от европейских и американских танкеров и западных страховых компаний. Москве пришлось срочно создавать свой флот танкеров и искать танкеры в развивающихся странах, которые не подпадают под действие американских и европейских санкций. Но конечно, полностью заменить западные танкеры для перевозки более чем 7 млн баррелей нефти, ежедневно, экспортируемых Москвой, не удалось.

Проанализировать и оценить эффективность потолка цен нелегко. Трейдеры и чиновники полагаются на дынные агентств, мониторящих цены на нефтяном рынке, но существуют сомнения в их точности, потому что информация о стоимости контрактов и сделок, как нетрудно догадаться, является закрытой.

Ряд стран, занимающих наиболее антироссийскую позицию, с самого начали считали потолок цен слишком высоким и предлагали и требовали его понизить. Однако США сконцентрировались не на конкретном размере потолка, а на его жестком выполнении. Дело в том, что существует много способов обхода ценового ограничения, начиная от перекачки нефти с одного танкера на другой и заканчивая банальной подделкой документов. Так что конкретный размер ценового потолка носит скорее условный характер. Особенно с учетом того, что Россия создает свой собственный танкерный флот и фрахтует суда, не принадлежащие западным странам, а также страхует их в страховых компаниях стран, не входящих в антироссийскую коалицию. В Минфине США, например, оценивают расходы российского Центробанка на замену западных страховых фирм в 9 млрд долларов.

Не удивительно, что в последнее время резко выросли продажи поддержанных танкеров. Так, во втором квартале 2023 года, по данным Vortexa, количество судов, работающих с находящимися под санкциями компаниями, в пять раз превышало показатель в конце 2021 года. Около 80% из них возят российскую нефть.

Почти весь нефтяной экспорт России по морю до 24 февраля 2022 г. страховали компании США, Европы и Японии (International Group of P&I Clubs). Однако уже к апрелю половина нефти и треть нефтепродуктов из России страховались не западными фирмами. По данным норвежской страховой фирмы Gard ежедневно через датские проливы, Малаккский пролив и по Суэцкому каналу проходят не менее десятка танкеров, застрахованных компаниями, не входящими в International Group.