Российский космос переходит на практическую орбиту

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
27 октября 2023, 13:53

Владимир Путин провел 26 октября в подмосковном Королёве совещание по вопросам развития космической отрасли. Совещание прошло на площадке ракетно-космической корпорации «Энергия». Оно оставило впечатление, что на на нем были заявлены элементы принципиально новой стратегии развития российской космической отрасли.

Сайт президента РФ
Президент России Владимир Путин на совещании по развитию космической отрасли в РКК «Энергия»

Спутники встанут на конвейер

Подход к космической проблематике на «большом космическом совещании» с участием президента страны в Королеве 26 октября носил подчеркнуто прикладной характер, в том числе, когда речь зашла о том, что, видимо, и было его главным вопросом: о российской орбитальной станции.

Владимир Путин назвал проектируемую станцию «форпостом России для изучения и покорения Вселенной», упомянув в числе ее приоритетных задач обеспечение безопасности РФ. Но тематика новой орбитальной станции подробно обсуждалась уже непублично.

В открытой же части было затронуто очень много разнообразных тем, причем было сделано заявление о весьма выгодном для «Роскосмоса» изменении характера его взаимодействия с государственными ведомствами ― заказчиками и получателями услуг космической госкорпорации..

По словам Владимира Путина, речь прежде всего о том, «чтобы на основе наших собственных, суверенных заделов и совместных международных разработок раскрыть потенциал использования ближнего космоса, околоземной орбиты». И в рамках этой работы «эффективнее задействовать нашу ракетно-космическую отрасль как ресурс для развития нашей экономики, наших регионов, для создания принципиально новых возможностей для граждан Российской Федерации».

Заметим, кстати, что космос и связанные с ним задачи часто понимаются как что-то абстрактное, по определению далекое. Но не на этом совещании. И, видимо, не в обозримом будущем в целом.

«Так, в короткие сроки нам нужно существенно расширить для граждан, бизнеса, органов власти всех уровней доступность ключевых космических сервисов ― имею в виду покрытие качественной связью всей территории нашей страны, а также геоинформационные продукты и технологии в области дистанционного зондирования Земли», ― указал Владимир Путин,

Решение проблем экологии и климата, развитие территорий и расширение транспортно-логистических коридоров, в том числе Северного морского пути  куда эффективнее достигается с помощью таких технологий, отметил он.

Президент подчеркнул также, что применение космических услуг в разы увеличивает динамику развития, потенциал компаний и целых секторов экономики. В том числе, таких перспективных индустрий, как робототехника, экономика данных, а также беспилотный транспорт.

Для решения этих задач Владимир Путин поручил правительству до 1 июля 2024 года разработать и утвердить соответствующий национальный проект. Нацелив его на формирование отечественной индустрии космических сервисов, технологий и продуктов.

При разработке проекта, отметил он, важно максимально конкретизировать цели, обозначить четкие задачи, решаемые с помощью космоса, параметры космических услуг, предоставляемых потребителям, выстроить понятные, отвечающие вызовам времени правила, снизить регуляторные барьеры.

«Обращаю внимание: новый нацпроект должен быть построен на основе современных финансовых и организационных механизмов, включая диверсификацию источников финансирования, привлечение внебюджетных средств в космическую сферу. Для этого обязательно нужно предложить действенные стимулы для расширения участия частных компаний в развитии отечественной космической индустрии», ― подчеркнул глава государства.

Для решения данных задач президент предложил сделать ряд шагов, в числе которых налаживание серийного производства космических аппаратов, переход к их конвейерной сборке. «Мы с Юрием Ивановичем [Борисовым, главой «Роскосмоса»] эту тему поднимали на наших с ним беседах на предмет развития отечественной космонавтики и освоения космического пространства», ― отметил Владимир Путин,

Он указал также на необходимость радикального снижения стоимости доставки космических аппаратов на околоземную орбиту. Следующая названная задача: создание необходимой инфраструктуры для массовых запусков спутников. А в основе ― четкое перспективное планирование с учетом интересов государственных и частных заказчикам.

Но потенциальные заказчики наших космических услуг есть не только внутри страны ― как известно, международное сотрудничество в этой сфере имеет давние корни. Владимир Путин указал на важность активного развития экспорта космических продуктов и услуг в страны БРИКС и в более широкий круг стран Азии, Африки и Латинской Америки.

«Как и во всех других секторах экономики, в космической сфере нужно стремиться к развитию конкуренции, настраивать именно рыночные механизмы, создавать реальные возможности для частных компаний в космической сфере бороться за государственный заказ, ― заявил также Владимир Путин. ― Сейчас пробиться им туда достаточно сложно, во многом потому, что госструктуры, как правило, получают услуги, продукты “Роскосмоса” безвозмездно, даром. И конечно, такая практика искажает конкуренцию, лишает сам “Роскосмос” мотивации работать над повышением качества продуктов. Поэтому предлагаю подумать над тем, чтобы услуги “Роскосмоса” оказывались на платной основе, а полученные средства направлялись и на развитие спутниковых группировок», ― сформулировал президент принципиально новый подход к взаимодействию ведомств с госкорпорацией «Роскосмос».

В отношении «Роскосмоса» была поднята и еще одна конкретная экономическая тема ― низкий уровень заработной платы на предприятиях госкорпорации. Президент пообещал подумать над тем, что зарплаты в госкорпорации «Роскосмос» не такие конкурентоспособные, как на коммерческих предприятиях.

«Такие вопросы не решаются в один щелчок, но точно совершенно нужно об этом думать, обязательно будем это делать», ― сказал он, отметив, что даже удивлен порядком определения и размером зарплат отраслевых научных учреждений. Зарплата специалистов «средняя по регионам». «А должна быть выше», ― передает слова главы государства ТАСС.

Этим специалистам предстоит решать и другие весьма масштабные задачи, помимо уже перечисленных.

Форпост России во Вселенной

«Новым значимым шагом нашей страны в освоении космического пространства коллеги называли создание российской орбитальной станции. Я согласен, что нам надо оперативно принять решения по данному вопросу», ―. заявил Владимир Путин.

Отметив, что решение о продления участия РФ в работе МКС до 2028 года было принято исходя из того, что «функционирование МКС вряд ли возможно без наших, российских компетенций», президент подчеркнул, что «Россия, как одна из ведущих космических держав, должна смотреть далеко вперёд, принимать во внимание задачи нашего суверенного долгосрочного развития и, конечно, обеспечения национальной безопасности».

«Именно поэтому наши специалисты приступили к разработке тактико-технических характеристик нашей собственной, российской орбитальной станции», ― заявил он.

По словам Владимира Путина, она призвана стать форпостом России для изучения и покорения Вселенной. Но при этом ― максимально обеспечивать наши интересы и в сфере безопасности, и в сфере экономики.

Участники совещания обсудили и подтвердили, что при проектируемом наклонении орбиты станция будет покрывать всю территорию Российской Федерации. Дальнейший разговор, как следует из завершающей части опубликованной стенограммы, был направлен на то, чтобы, как предложил президент, «детально обсудить как перспективные, так и прикладные задачи, которые могут решаться с использованием потенциала станции, а также ключевые финансовые и технические аспекты реализации этого масштабного проекта».

Бизнес и космос

Внимание президента и его заявления о необходимости повышения заработных плат специалистов космической отрасли означают востребованность отрасли, ее актуальность для решения государственных задач и перспективах увеличения финансирования, отмечает политолог, руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов.

Заработные платы среди специалистов в государственных учреждениях, таких как «Роскосмос» обычно ниже общего уровня на рынке труда в сравнении с коммерческими организациями, которые стремятся переманить лучших специалистов. Президент особо отметил потребность в молодых сотрудниках. Поэтому упомянутая на совещании разработка программы по «космической ипотеке», схожая с «ИТ―ипотекой» кажется перспективной для молодых сотрудников.

«Сегодня частные инвестиции в основном вкладываются в низкоорбитальные спутники и проекты в стратосфере ― то есть на высоте до 30 километров. Такие проекты востребованы, способны быть экономически выгодными и имеют конкретные формы коммерциализации: в телекоме, медиа, связи и других отраслях. В то же время «Роскосмос» концентрируется на капиталоемких проектах: ракетостроении, космических запусках и пилотируемых полетах ― это никогда напрямую не окупится, но очень важно для науки и общего прогресса в  космической сфере», ― рассуждает Никита Донцов

По словам эксперта, в России есть частные компании, занимающиеся космосом, самые заметные ― S7 Space и Success Rockets, но их активность сильно уступает компаниям в США, которые запустили уже сотни спутников за последние два десятилетия. В то же время объем необходимых для обеспечения покрытия связи спутников над Россией оценивается в несколько тысяч, а значит, конкуренция на российском рынке будет расти, и рынок к этому готов.

Вообще, проблем у космической отрасли накопилось немало, отмечает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. Он критически отзывается об уровне компетентности прежнего высшего руководства отрасли, и согласен с тем, что ключевой проблемой российского космоса служит нехватка высококвалифицированных кадров в силу низких зарплат.

Что касается вопроса привлечения частных компаний в космическую сферу, говорит эксперт, то положительные примеры есть: компания «Спутникс» с 2012 года успешно производит спутники для научно-образовательного назначения с широким привлечением школ и ведущих университетов по всей стране. За 2022-2023 год были созданы и запущены 21 модуль в разных сферах деятельности человека.

«Я уверен, что с назначением летом прошлого года главой «Роскосмос» профессионала Юрия Борисова дела пойдут в гору, и об этом свидетельствует встреча в Королеве», ― заключает Николай Переславский.