Германия дала повод для злорадства странам Южной Европы

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
28 ноября 2023, 18:47

На юге Европы сейчас припоминают Берлину его высокомерное поведение во время долгового кризиса десятилетней давности.

wallpapers.com – Фотобанк
Читайте Monocle.ru в

Для того, чтобы обойти собственные строгие требования, ограничивающие дефицит бюджета и фактически разрешающие властям тратить лишь то, что они собирают в виде налогов, правящая коалиция Олафа Шольца полагалась на широкую сеть внебюджетных «специальных фондов». Шольц лично убедил свой кабинет, что из этих фондов можно тратить деньги, не нарушая так называемый «долговой тормоз», правило, ограничивающее дефицит бюджета 0,35% от ВВП, кроме периодов кризисов.

Однако Конституционный суд, высший суд Германии, решения которого не могут быть отменены и обязательны к исполнению, с канцлером не согласился. Недавнее решение 9 судей в красных мантиях, работающих в Карлсруэ, о незаконности перевода 60 млрд евро, оставшихся в «ковидном» фонде, во внебюджетный Климатический фонд, средства которого направляются на борьбу с изменениями климата и другие задачи, фактически запрещает федеральному правительству пользоваться в общей сложности 869 млрд евро, находящимися на счетах 29 спецфондов. Решение суда заставило правительство Шольца заморозить финансирование новых проектов, а также отложить принятие бюджета на 2024 год.

После вердикта Конституционного суда прошли почти две недели. Уже сейчас очевидно, что легкого решения проблемы нет. Олаф Шольц пообещал быстро разработать новый план, но с каждым днем всем, включая, наверняка, и самого главу правительства, становится все более понятно, что единственным выходом из создавшегося положения является только уже изрядно подзабытая за десять лет жесткая экономия, принятая правительством Ангелы Меркель после финансового и долгового кризисов.

В бундестаге, правда, еще надеются, что Шольц сумеет как-то заткнуть образовавшуюся в бюджете на 2024 год дыру размером в 20 млрд евро, но на большее никто не рассчитывает.

Неожиданный финансовый кризис еще больше осложнил обстановку в правящей коалиции. Министр экономики Роберт Хабек, по политической принадлежности – зеленый, заявляет при каждым удобном случае, что может обеспечить экономическое будущее страны; а вот министр финансов Кристиан Линднер, свободный демократ по политическим убеждениям, пребывает в панике и смятении и объявил о целом ряде плохо продуманных замораживаний расходов.

23 ноября правительство было вынуждено опровергать новости о том, что под угрозой и спецфонд, созданный для перевооружения армии ФРГ после 24 февраля 2022 года, и соответственно финансирование бундесвера. На совместной пресс-конференции с итальянским премьером Джорджей Мелони в Берлине журналисты унизили канцлера, спросив гостью, продолжает ли она считать Германию надежным партнером и сейчас, после начала бюджетного кризиса?

Юг Европы: Испания, Португалия, Италия и Греция после 2010 года несколько лет находились приблизительно в таком же ситуации, в какой сейчас оказалась Германия. Германия тогда железной рукой Ангелы Меркель и ее министра финансов Вольфганга Шойбле насаждала на юге континента жесткую экономию. Помнится, что Шойбле, ставший своего рода финансовым полицейским Европы, даже требовал от Греции, оказавшейся в наиболее тяжелом положении, отказаться от евро и выйти из еврозоны.

Кстати, совсем недавно Берлин еще раз примерил роль финансового полицейского во время обсуждения нового варианта принятого еще в 1997 году и, естественно, уже устаревшего Пакта стабильности и росте, касающегося налоговой и бюджетной политики. Во время пандемии его действие было временно приостановлено, а сейчас многие европейские страны хотят его ослабить. Германия готова на определенные изменения в новом варианте Пакта, но настаивает на том, чтобы они были незначительными. Бюджетный кризис ставит под сомнение претензии Берлина на роль этакого третейского судьи.

Казалось бы, сегодняшние проблемы можно решить очень просто – отменить долговой тормоз, только не временно, как это делалось в 2020-22 годах, а навсегда. Для этого, правда, придется менять Конституцию, куда его внесли в 2009 году. Для внесения такого рода изменений необходимо набрать при голосовании в бундестаге как минимум две трети голосов депутатов. Уговорить проголосовать за отмену долгового тормоза христианских демократов, которые против, наверное, будет трудно, но, по крайней мере, теоретически возможно. А вот что делать с простыми избирателями, почти две трети которых категорически отвергает отмену тормоза, в Берлине не знают.

Что же касается действий правительства в краткосрочной перспективе, то здесь ясность есть. 23 ноября Кристиан Линднер заявил, что долговой тормоз придется отменить и в 2023 году. Скорее всего, объяснением «ЧП», из-за которого вновь приостанавливается действие долгового тормоза, будут события на Украине. Однако и это решение правительства Шольца должен утвердить Конституционный суд, а каким будет его решение, никто в Берлине не знает.