Фьючерсы на никель упали ниже 18 тыс. долларов за тонну. Это самый низкий уровень стоимости металла с июня 2021 года.
Не лучшая картина наблюдается с точки зрения спроса. Один из факторов — то, что производители аккумуляторов для электромобилей постепенно сокращали свою покупательскую активность с начала третьего квартала 2023 года.
Если же говорить о предложении, то оно растет. Запасы никеля увеличиваются, а Индонезия и Китай наращивают емкости хранилищ, что также оказывает давление на цены.
Как передает агентство «Прайм», по состоянию на 24 ноября запасы никеля на Шанхайской фьючерсной бирже выросли на 16,4%, до 12 623 тонн, что примерно в четыре раза превышает показатели начала года.
А производство рафинированного никеля в Китае в период с января по октябрь составило 197 200 тонн, что на 38% выше, чем в аналогичный период прошлого года, согласно данным Shanghai Metals Market.
Некоторую поддержку рынку никеля оказало изменение прогноза по его производству на текущий год крупным трейдером Glencore — в 2023 году оно снизится на 9%, до примерно 102 тыс. тонн — в основном из-за перебоев в техническом обслуживании на плавильном заводе в Садбери и более длительного, чем ожидалось, восстановления после забастовки в 2022 году.
Тем не менее, рынок столкнулся с самой большой перенасыщенностью по крайней мере за десятилетие.
Цены на никель вернулись к уровням двухлетней давности под давлением растущего профицита металла на рынке, подтверждает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Согласно прогнозу International Nickel Study Group (INSG), избыток предложения на мировом рынке никеля в 2023 года достигнет 223 тыс. тонн или почти 7% от глобального объема потребления в текущем году. А в 2024 году профицит увеличится до 239 тыс. тонн.
С одной стороны, говорит эксперт, динамика спроса со стороны производителей нержавеющей стали отстает от роста предложения на фоне замедления мировой экономики. Потребление «батарейного» никеля производителями электротранспорта также оказалось ниже ожидаемого уровня.
С другой стороны, быстро растут объемы производства, причем не только чернового ферроникеля. Активно увеличиваются мощности с технологиями конвертации чернового ферроникеля в никелевый файнштейн с последующим получением чистого никеля или никелевых соединений.
По оценке Геологической службы США (USGS), в 2022 году мировая добыча никеля выросла на 21%. По результатам 2023 года, по прогнозу INSG, ожидается общий рост мирового производства никеля еще примерно на 11,7% (до 3,417 млн тонн). В том числе в Индонезии в прошлом году выпуск никеля вырос на 54% (до 1600 тыс. тонн). В этом году темпы роста будут ниже, но все еще останутся двузначными.
По крайней мере, указывает Алексей Калачев, сообщается, что за десять месяцев 2023 года производство ферроникеля в Индонезии выросло на 18,7% (г/г). Быстрые темпы роста у производства никеля в Китае: в январе-октябре 2023 года оно увеличилось на 38% (г/г) и составило 197,2 тыс. тонн. В 2024 году, как ожидается, мировое производство никеля вырастет еще на 8,7% и составит 3,713 млн. тонн.
«Норильский никель» в годовом сопоставлении в 2022 году нарастил производство никеля на 13,5% до 218,97 тыс. тонн, а за 9 месяцев 2023 года сократил на 8,8% до 145,27 тыс. тонн в связи с проведением плановых ремонтов печей на Надеждинском металлургическом заводе и мельницы на Талнахской обогатительной фабрике. А по итогам 2023 года выпуск никеля компанией может составить 204-214 млн тонн.
«Мировое потребление первичного никеля, по оценке INSG, в текущем году ожидается на уровне 3,195 млн тонн (рост на 8,0%), как прогнозирует INSG. В следующем году предполагается, что потребление увеличится на 8,7% до 3,474 млн тонн. На фоне увеличения профицита на рынке и падения цен, на наш взгляд, можно снизить прогноз по ценам на никель до конца года до 16 тыс. долл. за тонну, а в 2024 году ожидать консолидации в диапазоне 15-19 тыс. долл. за тонну», — полагает Алексей Калачев.
Котировки никеля установили 27 ноября новые минимумы за три года и достигли 15 735 долл. за тонну на Лондонской бирже металлов LME, указывает финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Павел Сокол. По его словам, тенденция по никелю последние полтора года негативна. После исторических максимумов, установленных в марте 2022 года на фоне опасений перебоев поставок из-за конфликта на Украине, цена ушла в глубочайшую коррекцию.
Основной фактор давящий на котировки, указывает аналитик, — это увеличивающееся производство никеля в мире, прежде всего в Индонезии. Таким образом на мировом рынке никеля существует профицит. Согласно прогнозам аналитиков Morgan Stanley профицит будет сохраняться до 2030 года. По другим оценкам — до 2028 года. Сейчас всё зависит от того, как быстро будет развиваться отрасль электромобилей и возобновляемых источников электричества.
Если быстро, считает Павел Сокол, то это подстегнёт потребление никеля, но масштаб роста потребления будет зависеть от применяемых технологий. Плюс, по мере нахождения котировок ниже цены себестоимости добычи, которая находится у многих в районе 18 тыс. долл., объём производства должен начать снижаться. Соответственно, снижение предложения будет выправлять дисбаланс. Наконец, Индонезия, которая производит более половины никеля в мире, может предпринять политические шаги для повышения цен.
«Технически котировки сейчас пришли к хорошей поддержке 15800-16000 долл., тут могли бы быть образованы значимые минимумы, но пока не видно признаков спроса. Соответственно, дисбаланс пока сохраняется и в таких условиях, вероятно, цена продолжит снижение. Следующая промежуточная поддержка находится на 14000 долл. Более мощная зона располагается на 11600-10800 долл. Дойдёт ли цена до них — вопрос открыт, многое зависит от развития ситуации с мировой экономикой; от того, удастся ли избежать рецессии в США, и какие меры будут приниматься со стороны производителей», — заключает Павел Сокол.
В перспективе нескольких месяцев, полагает, в свою очередь, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев, есть риски спуска к 15 тыс. долл. за тонну. На среднесрочном горизонте, добавляет он, цены могут развернуться вверх — здесь стоит следить за спросом со стороны автомобильной промышленности и состоянием строительного сектора Китая.