Хотя в номинальном выражении небольшой перерасход дефицита все же случился ― отрицательное сальдо казны составило 3,24 трлн рублей против плановых 2,93 трлн, сверхплановый рост экономики, обеспечивший феноменальный скачок ненефтегазовых доходов (они выросли на четверть, до 20,3 трлн рублей) позволил удержать размер дефицита в управляемых границах, позволяющих финансировать его за счет средств Фонда национального благосостояния и рыночных заимствований.
А вот нефтегазовые доходы оказались предсказуемо ниже, причем сильно, прошлогоднего уровня ― 8,8 трлн рублей (-23,9% к 2022 году). Сказалось прежде всего снижение цены нефти Urals ― ее среднегодовой уровень был 63 доллара за баррель, выше не сработавшего потолка G7 в 60, но ниже и фактических позапрошлогодних 76 и заложенных в закон о бюджете 70,1 долл/барр. В результате всего за один год доля нефтегазовых доходов в суммарных поступлениях федерального бюджета рухнула более чем на 10 процентных пунктов ― с 41,6% до 30,3%. Вес нефтегазовых поступлений в доходах российской казны сегодня уже существеннее ближе к Норвегии (25%), чем к Саудовской Аравии (85%) или ОАЭ (65%).
К декабрю федеральный бюджет подошел в отличном состоянии: семь месяцев из одиннадцати бюджет сводился с профицитом, а накопленный дефицит составлял всего 748 млрд рублей. Имевшийся запас прочности позволял осуществить значительные траты в последний месяц года, наблюдатели спорили об их размере. В результате расходы бюджета в декабре превысили самые смелые прогнозы, подскочив до 5,65 трлн рублей. Это 17,5% годовых трат, что, впрочем, примерно соответствует декабрьской доле в фактических тратах казны за последние десять лет (только в прошлом году случился выплеск до почти 23% годового объема). Структуру фактических расходов бюджета Минфин с мая 2022 года не раскрывает.
Ключевую роль в финансировании дефицита бюджета в минувшем году сыграл ФНБ. Как заявил глава Минфина Антон Силуанов 26 декабря в интервью каналу «Россия 24», пополнение средств ФНБ составило 1 трлн рублей, одновременно 2,9 трлн руб было потрачено на финансирование расходов. Таким образом, нетто-привлечение средств ФНБ для поддержки бюджета составило 1,9 трлн рублей или 59% дефицита, согласно его предварительной оценке.