Китай поставил западных экономистов в тупик

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
12 января 2024, 18:12

В Китае удалось сделать то, что у его глобальных конкурента, в США, делается хотя и небезрезультатно, но с серьезными издержками и неопределенным прогнозом. Там справились, можно сказать — расправились с инфляцией, которая и без того много лет была на очень низком уровне. Причем это сделано без всяких драконовских ставок со стороны Народного банка Китая. Хотя кому, как не Китаю использовать драконовские меры. Написать об этом если не о как достижении, то рассмотреть ситуацию с разных сторон (а она и впрямь, конечно, не однозначна) у агентства Bloomberg, например, не поднимается рука, а опрошенных им экономистов не поворачивается язык. И получилось то, что мы без особых изменений, но с этим небольшим предисловием и с некоторыми пояснениями публикуем ниже — ни слова о преимуществах низкой инфляции (могли мы хоть заглянуть в релизы на эту темы ЦБ РФ), зато переходящие в кликушество указания на опасности дефляции. Еще одна оговорка, нет, две. Экономика КНР растет очень давно и устойчиво, и России в плане инфляции на нее равняться смысла нет — для идущего у нас быстрого подъема характерен и довольно высокий уровень инфляции. Второе, как, скажем, отмечал в РБК экономист Дмитрий Плеханов: «список антиинфляционных мер не ограничивается стандартным набором в виде повышения ставок или введения ценового регулирования, а в большей степени направлен на поддержку предложения».

Reuters
Читайте Monocle.ru в

Потребительские цены в Китае снижаются третий месяц подряд из-за слабого спроса. Угроза дефляции становится все более реальной, бьет тревогу Bloomberg.

Последний раз цены на витринах магазинов и рынках Поднебесной снижались три месяца кряду в 2009 году, напоминает агентство. В декабре прошлого года они снизились на 0,3% в годовом выражении. Повторение рекорда спустя 14 лет угрожает раскрутить дефляционную спираль.

Отпускные цены снизились на 2,7%. Причем они снижаются уже больше года на фоне снижения цен на сырье и слабого спроса как дома, в Китае, так и за границей. Экспорт, всегда считавшийся основой стремительного роста китайской экономики, снизился в прошлом году, причем, впервые за семь лет, на 4,6%. Правда, в декабре появились определенные признаки роста. В октябре 2023 года индекс экспортных цен оказался самым низким с 2006 года, а в ноябре он лишь символически вырос.

«Китаю необходимы решительные действия для того, чтобы разорвать дефляционный цикл,  считает главный экономист по КНР в Australia & New Zealand Banking Group Ltd. Реймонд Еунг.  В противном случае начнется дефляция».

Реймонд Еунг обращает внимание на то, что китайские компании сейчас снижают отпускные цены на свою продукцию, а китайские рабочие требования по зарплатам. Еунг относится к экономистам, считающим, что для повышения внутреннего спроса и деловой уверенности финансовым властям Китая придется снижать ключевую ставку. Кстати, большинство экономистов, опрошенных Bloomberg, соглашаются, что 15 января Народный банк Китая (РВОС), китайский центробанк, впервые с августа прошлого года снизит ставку и добавит в финансовую систему новые миллиарды наличности.

Рынки слабо отреагировали на данные о грядущем снижении ключевой ставки. CSI 300 Index снизился на 0,2%, офшорный юань почти не изменился и остался на уровне около 7,17 за доллар. Не изменилась и ставка по 10-летним гособлигациям ― 2,5%.

Цены на продукты питания снизились в декабре на 3,7% (в ноябре снижение было больше ― 4,2%). Базовая инфляция осталась той же, что в октябре.

По мнению большинства экспертов, причин у такого поведения цен несколько. Это и затянувшийся кризис в строительном секторе, и снижение уверенности потребителей, и слабый экспорт. Для экономики снижение цен плохой знак, потому что падающие цены означают снижение доходов компаний, что вполне может привести к снижению зарплат и прибыли. Дефляция может также усилить долговое давление и заставить потребителей не торопиться с покупками. Дефлятор ВВП, один из главных показателей цен в экономике, снижался во втором и третьем кварталах прошлого года. Кстати, дефлятор ВВП снижается два квартала подряд впервые после 2015 года.

Финансовые власти КНР также намекнули, что они могут не ограничиться снижением кредитной ставки, и, например, снизят размер обязательных резервов банков, что может подстегнуть кредиты.

(Отметим, что базовая ставка Народного банка Китая равна сейчас 3,45% годовых (в США — 5,25-5,5%, в РФ — 16,0%). Ставка по пятилетним кредитам равна 4,2% годовых. При этом ставка по годовым кредитам, выдаваемым в рамках программы среднесрочного кредитования (MLF), находится на уровне 2,5%. Процентная ставка по семидневным операциям обратного РЕПО составила 1,8% годовых — «Монокль».)

Изучается в РВОС и фискальная поддержка. Министр финансов КНР Лан Фоань заявил на днях, что правительство в этом году начнет наращивать расходы. Последующие недели могут оказаться решающими в фискальной политике, потому что совсем уже скоро (в марте) состоится весенняя сессия Всекитайского собрания народных представителей (парламента). На ней ожидается обнародование новой задачи по росту экономики на текущий год. Какой она будет, неизвестно, но скорее всего, она не превысит 5%.

Как говорится: «конец цитаты».