Начало год пока проходит без громких и значимых экономических новостей, однако поступающие данне за конец года ушедшего дают достаточно пищи для размышлений.
На прошлой неделе мы получили свежие данные по американской экономике. Статистика зафиксировала мощный рост ВВП, который значительно превзошел все возможные прогнозы. Однако стоит копнуть чуть глубже, и станет ясно, что рост этот недолговечный и самое главное - неорганический.
Итак, рост ВВП США составил 3,3% - это, как уже было отмечено, намного выше всех прогнозов. Сейчас даже не будем углубляться в компоненты, которые привели к этому росту. Отметим другое - то, что финансировало этот рост.
И именно здесь мы обнаруживаем нечто шокирующее: это соотношения изменения ВВП в номинальном долларовом выражении за четвертый квартал, соответствующего увеличения дефицита бюджета и увеличение долга.
Теперь в цифрах - хотя ВВП в четвертом квартале действительно вырос - на 329 млрд долларов до 27,939 трлн долларов, гораздо более тревожным является то, что за тот же период дефицит бюджета США увеличился еще больше - 510 млрд долларов.
Но самое интересное, можно сказать, вишенка на торте - рост государственного долга Штатов за тот же трехмесячный период составил совершенно ошеломляющие 834 млрд долларов. На минуточку, это на 154% больше, чем рост ВВП.
Иными словами, для поддержания экономического роста, власти активно занимают и увеличивают траты. С одной стороны, такие шаги можно было бы оправдать вложениями на перспективу, однако перспектива эта весьма туманна.
Ранее мы уже писали о том, что финансы Америки поют романсы, и свежие данные лишь подтверждают устрашающую тенденцию.
Так, например, проценты по долгу США в 4 квартале впервые превысили 1 трлн долларов. Для наглядности, эта цифра соответствует 3,5% ВВП с учетом поступлений от ФРС и прочих корректировок.
Но что еще более важно, средняя ставка по существующему долгу составляет около 3%. Проблема заключается в том, что после активной борьбы ФРС с инфляцией сейчас на рынке таких ставок просто нет. Двухлетние гособлигации торгуются с доходностью 4,35%, десятилетние - с доходностью 4,14%, а двадцатилетние - почти 4,5%.
То есть, в ходе рефинансирования значимой части долговых обязательств, которое предстоит как раз в этом году, ставка значительно вырастет и затраты на обслуживание вместе с ней.
Как в этой ситуации будут действовать ФРС и Минфин, и будут они как-то координировать свои действия - станет ясно совсем скоро. В среду ведомство Джанет Йеллен объявит планы ежеквартального рефинансирования. В среду же, состоится и заседание ФРС.
Здесь много будет зависеть от того, как Минфин будет управлять объемами аукционов с разными сроками погашения. В августовском отчете объемы долгосрочных аукционов были увеличены, что привело к распродаже облигаций, которая наблюдалась в сентябре и октябре. Примерно в это же время ФРС с лице председателя Пауэлла, выразила обеспокоенность по поводу роста временной премии. В преддверии ноябрьского объявления рынок ожидал еще одного значительного увеличения выпуска облигаций с более длительным сроком погашения, что поддерживало рост доходности. Казначейство, возможно, понимая всю сложность ситуации, тогда хоть и увеличило размеры долгосрочных аукционов, но не так сильно, как ожидалось. И доходность в итоге падала до конца года. К тому же, тогда ФРС фактически заявила о завершении цикла повышения ставок.
Но сейчас у Казначейства снова есть мотивация увеличить размеры долгосрочных аукционов, поскольку выпуск векселей, то есть коротких бумаг, уже превышает 20% к общему непогашенному долгу, а Минфин обычно предпочитает удерживать этот показатель ниже.
Если ФРС по итогам заседания будет мягок в своих высказываниях и укажет на неминуемое снижение ставок в самое ближайшее время, то сильно поможет Минфину, если же будет в привычной манере много говорить о все еще высокой инфляции, то распродажи на рынке госдолга США выбьют твердуют почву из под ног Йеллен.