Московский туризм в последнее время бьет рекорды. Как сообщил мэр Сергей Собянин, в 2023 году город посетило 24,5 млн туристов, из них 22 млн приехали из российских регионов, а 2,3 млн — туристы из зарубежных стран: Китая, Турции, Индии, Ирана.
Общий оборот туристического потребления столичные власти оценили в 1,3 трлн рублей, что больше, чем в допандемийном 2019 году.
В прошлом году выручка российских отелей составила 821,8 млрд рублей — на 15% выше, чем в 2022. При этом выручка московских отелей выросла почти на 60% и достигла 121,4 млрд рублей. Больше только выручка отелей в Краснодарском крае — 179,5 рублей, хотя рост денежных доходов там отстает от столичного — 9,8%. На третьем месте — Санкт-Петербург с объемом выручки в 58,2 млрд рублей и приростом в 21,5%. Очевидно, что спрос на туристические поездки в Москву и Санкт-Петербург очень высокий, и будет дальше расти. Однако качественный номерной фонд в Москве стремительно устаревает. Большинство крупных современных отелей были введены в строй, либо реконструированы 15-30 лет назад. В прошлом году было открыто только два крупных отеля — пятизвездочный Radisson Blu на Ленинском проспекте на 164 номера и Azimut Сити Отель Comcity Москва, 4 звезды, на 150 номеров, а также порядка дюжины небольших отелей, до 50 номеров каждый. При этом, по оценкам Комитета по туризму г. Москвы, долгосрочная потребность агломерации в новом номерном фонде составляет 40000 номеров.
Существующая средняя загрузка в Москве — очень высокая, номерной фонд перегружен, что неизбежно влияет на качество гостиничного сервиса. На это накладывается еще две большие проблемы — колоссальный дефицит кадров в отрасли и уход международных гостиничных сетей. Как бы не старался пришедший на смену иностранцам российский гостиничный менеджмент, отзывы туристов свидетельствуют о проседании качества услуг в отелях, где произошла смена собственников и управленческих команд.