Основная тенденция, которая видна невооруженным глазом - спрос на реальные активы или активы, которые рассматриваются, как альтернатива фиатным валютам и в первую очередь доллару.
Есть даже некоторые аномалии, которые в былые время наблюдать было практически невозможно. Самое главное - это рост цен на бескупонные активы при одновременном росте доходности по госдолгу США.
Обычно все происходит с точностью наоборот. Если доходность по облигациям растет, то они становятся более привлекательными для инвесторов, а тоже золото, например, по которому инвесторы не будут получать регулярные купонные выплаты, дешевеет.
Но эти закономерности, похоже, остались в прошлом. В чем же причина?
Очевидно, в потере доверия к Америке в целом. Мы уже писали, что там наблюдается полнейший беспорядок в госфинансах и дефицит бюджета вместе с долгом растут пугающими темпами.
Следовательно, теперь, когда в Штатах выходит сильная статистика, как, например, отчет по рынку труда в минувшую пятницу, то рынок воспринимает ее как сигнал к тому, что ставки будут высокими дольше, чем ожидалось, а значит, и расходы на обслуживание долга будут увеличиваться со всеми вытекающими последствиями.
И, судя по всему, именно поэтому на рынках наблюдается моментальный уход от доллара, что мы и увидели снова.
В цене также и другой реальный актив - нефть. И, похоже, дело тут не столько в геополитической напряженности, в частности, между Израилем и Ираном, а еще и в том, что это тот актив, которые будет иметь реальную стоимость в случае нестабильности финансовой системы.
Для наглядности, приведем несколько свежих цифр от Минфина США. Процентные расходы за март составили $88.7 млрд долларов - это рост на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 128% за пять лет. Процентные расходы за I квартал составили $234 млрд долларов - тут динамика еще более ужасающая - рост на 34% к прошлому году и на 145% за пять лет.
За последний год на выплату процентов по долгу Минфин США потратил 1.02 трлн долларов, это на 26% больше, чем за предыдущий год и 22.4% годовых доходов бюджета.
Так что спрос на любые независимые от американцев активы вполне себя оправдывает.
Золото здесь, конечно, главный ориентир. После того, как был пройден ключевой уровень сопротивления в 2000 долларов, с технической точки зрения никаких преград больше нет. Серебро пока отстает, хотя и начало набирать обороты в последние дни - пал уровень в 26 долларов, который держался почти два года.
Центральные банки скупают золото в резервы рекордными темпами, и сейчас доля металла в них составляет около 20%. Это совсем немного по сравнению с пиком 1980 годов, когда эта цифра равнялась 75%.
С другой стороны, сейчас доля золота в резервах находится на максимуме этого столетия.
Из всего этого можно сделать вывод, что глобальная финансовая система проходит через фундаментальные изменения и уже вряд ли когда-то будет прежней. Мир на пороге масштабных изменений, процесс уже запущен и будет только ускоряться, хотя и займет годы. А впервые о том, что закат доллара как резервной валюты скорее всего неизбежен, мы начали говорить еще в 2020 году как раз после COVID.