G7: последнее антикитайское предупреждение

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
27 мая 2024, 21:41

Дело, судя по всему, быстро движется к большой торговой войне между коллективным Западом во главе с США и Китаем. Европейцы, не выдерживая конкуренции с последним по ряду позиций, устремились за Штатами в возведении барьеров и обвинениях в адрес более успешного на рынках соперника.

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

Существенную часть времени на встрече в итальянском городке Стреза главные финансисты и руководители центробанков “Семерки” (G7) уделили роли Китая в глобальной экономике. Главный вывод из совместной декларации, принятой по итогам встречи на берегах живописного итальянского озера Маджоре, заключается в осуждении Пекина и обвинении второй экономики планеты в том, что она наносит ущерб экономикам западных партнеров.

«Подтверждая наш интерес к сбалансированному и взаимовыгодному сотрудничеству, - цитирует Bloomberg итоговую декларацию встречи министров финансов G7, - мы выражаем беспокойство всесторонним использованием Китаем нерыночной политики, которая причиняет вред нашим рабочим, экономикам и промышленности и экономической устойчивости. Мы продолжим мониторить потенциальное негативное воздействие (Китая) и проработаем ответные действия, направленные на защиту наших экономик».

Это недвусмысленное предупреждение последовало за решением администрации Байдена о восстановлении старых и введении новых тарифов на сотни китайских товаров. Очевидно, что эскалация риторики главных финансистов западного мира предшествует дальнейшему росту напряженности в отношениях между Западом и Китаем. 

Тон в торговой войне с Поднебесной, как нетрудно догадаться, задает Вашингтон. При этом американцы, как обычно, предпочитают действовать не в одиночку, а во главе коалиции союзников. Министр финансов США Джанет Йеллен в свойственной подавляющему большинству американских чиновников манере «ненавязчиво» заявила после встречи в Стрезе, что у Германии, Франции и Евросоюза в целом тоже имеются серьезные претензии к Пекину.

Впрочем, в данном конкретном случае г-же Йеллен можно было и не беспокоиться: европейские союзники действительно поддерживают позицию Большого брата по отношению к КНР. Так, главный финансист Франции Брюно Ле Мэр сам призвал к созданию объединенного фронта против Китая. Кстати, сделал он это всего лишь через 3 недели после посещения Си Цзиньпином Парижа.

Министр финансов Италии Джанкарло Джорджетти назвал введение тарифов против товаров из Китая не политическим шагом, а объективной экономической реальностью, и открыто заявил журналистам на пресс-конференции по итогам встречи в Стрезе, что введение тарифов Вашингтоном является примером для подражания для Евросоюза.

Китай, как всегда, предпочитает решать разногласия за столом переговоров, но не собирается жертвовать своими интересами и готов их защищать. На прошлой неделе Пекин прозрачно намекнул, что готов ввести тарифы в размере до 25% на импортируемые автомобили с большими двигателями. Напомним, что в Европе автопром является один из главных секторов экономики.

И все же, несмотря на полную поддержку лидера – Америки, в G7 разные мнения относительно того, насколько высоко следует поднимать градус в глобальной торговле. Так, британский министр финансов Джереми Хант заявил в интервью Bloomberg Television, что Великобритания не будет торопиться с принятием радикальных мер, и подчеркнул, что здесь важно «не сползти в протекционизм».

«Бессмысленно скрывать, что существуют разные мнения относительно того, как решать эти проблемы (с Китаем), - заявил Джанкарло Джорджетти. - Необходимо учитывать ответные меры со стороны Китая».

Окончательные решения по торговым отношениям с Китаем будут приниматься в Париже, Берлине, Риме и, конечно же, в Брюсселе. Многое о тактике и стратегии ЕС в отношениях с Поднебесной прояснится после того, как Еврокомиссия опубликует результаты расследования «нерыночной» политики Пекина, где рассматривается, в том числе. обвинение в субсидировании им своих автомобильных компаний, особенно, производящих электромобили, как главной причины того, что за счет низких цен они теснят европейских конкурентов в самой Европе.