Совет Федерации ожидает 1,1 триллион рублей поступлений от подакцизной продукции в 2024 году

28 мая 2024, 17:55

Планируемые поступления от подакцизных товаров в 2024 году принесут 1 триллион 100 млрд рублей в госбюджет, из них около 800 млрд – только по табачной продукции. Задача нового регулятора табачной отрасли Росалкогольтабакконтроля – обеспечить этот доход в бюджет, заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин на форуме «Антиконтрафакт» в рамках «Недели российского ритейла – 2024».

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

При этом доля незаконного оборота сигарет в РФ составляет 13,4%, по данным ННЦК, что в натуральном выражении составляет около 1,5 млрд пачек в год.  Это лишает госбюджет минимум еще 130 млрд рублей налогов.

Наихудшая ситуация наблюдается в Рязанской области, Кабардино-Балкарии и Чечне. В этих регионах каждая третья пачка сигарет – нелегальная. По мнению участников сессии, число таких регионов может увеличиваться в связи с сокращением легального розничного рынка. В частности, доля нелегальных сигарет может вырасти в тех регионах, где c проблемой, не разбираясь, пытаются бороться путем закрытия целых категорий торговых объектов, таких как павильоны, заявили эксперты.

«Снижать количество легальных точек продаж – нецелесообразно», – заявил директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Владислав Заславский. Согласно позиции Минпромторга, сокращение легальных точек продаж табака не заставляет людей отказаться от курения, а способствует развитию теневой экономики.

Заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной Думы Артем Кирьянов высказал необходимость в стимулировании региональных властей к борьбе с нелегальным табаком. Для этого их следовало бы наделить полномочиями по выявлению и пресечению торговли нелегальной табачной и никотинсодержащей продукцией.

Сергей Рябухин к этому добавил, что передача части доходов стала бы финансовым стимулом к этой деятельности. «5% муниципалитетам нужно зачислять, 10% – в субъекты Федерации. И главы муниципальных образований будут заинтересованы, чтобы вытеснять контрафактный табак. И все будут заинтересованы», – объяснил Рябухин.

Представители контрольно-надзорных органов, в свою очередь, назвали барьеры, которые мешают им выявлять в рознице нелегальный товар, несмотря на фактическую отмену моратория на проверки в части табачной и никотинсодержащей продукции. По мнению Роспотребнадзора, необходимо разрешить проверять точки продаж без уведомления проверяемого лица. Это позволит кратно увеличить показатель изъятого нелегального товара. Кроме того, контрольно-надзорным органам не хватает полномочий и в борьбе с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией в онлайне. Блокировка интернет-ресурсов, предлагающих табак, по судебным искам занимает от 2 месяцев до полугода. По словам врио начальника Управления контроля за продукцией в обороте Роспотребнадзора Данила Бойченко, за это время владельцы сайтов создают «зеркала» и продолжают нарушать закон.

Решением проблемы станет введение механизма внесудебной блокировки сайтов, реализующих вне закона табачную и никотинсодержащей продукцию. Подобный механизм реализован и успешно применяется для пресечения торговли алкоголем в сети. По экспертным мнениям, если за счет этой меры удастся сократить объем нелегальных продаж хотя бы на один процент, то государство получит порядка 1,3 млрд рублей дополнительных доходов, что оправдывает возможные дополнительные расходы на администрирование нового механизма контролирующими органами.

Другим важным направлением противодействия нелегальному обороту является устранение основной экономической предпосылки роста нелегального рынка – разницы в ставках акцизах в ЕАЭС и, соответственно, цен на сигареты. Директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Алексей Воробьев отметил, что при принятом курсе на гармонизацию табачных акцизов между РФ и остальными странами Союза есть риск обратного процесса.

«Сегодня, с учетом индикативной ставки в 35 евро за 1000 сигарет допустимый диапазон между минимальным и максимальным значением ставки составляет 14 евро. В 2029 году планируется установить размер индикативной ставки в 45 евро при сохранении диапазона отклонений в +/- 20%, что в абсолютных значениях будет означать, что диапазон де-факто увеличится с 14 до 18 евро», – объяснил Воробьев. Чтобы этого не происходило, целесообразно диапазон отклонений перевести из относительных значений в процентах в абсолютные.

С ним согласился начальник отдела налоговой политики ЕЭК Нурматбек Мамбеталиев: критичен не столько размер ставки, сколько коридор отклонений. По его словам, целесообразно сужение диапазона отклонений от индикативной ставки до 10% в большую или меньшую сторону.  «Сейчас его сжать не удается. Решение – за сторонами-членами Союза. ЕЭК сокращение коридора отклонений поддержит», - заявил Мамбеталиев.