Министерство торговли Турции подтвердило, что Анкара со 2 мая прекращает всю торговлю с Тель-Авивом, объем которой составил в прошлом году 6,8 млрд долларов. В целом, к этому все и шло.
Из-за войны в секторе Газа турецкое правительство еще в начале апреля ограничило экспорт 54 видов товаров в Израиль до прекращения войны. На эту них, кстати, по данным Статистического института Турции в 2023 году пришлись три четверти (76%) всей турецко-израильской торговли. А Турция в прошлом году заняла достаточно выокое пятое место в списке поставщиков товаров в Израиль.
После введения тех ограничений министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац пригрозил в ответ запретить и весь оставшийся импорт из Турции. Он также обратился к союзникам, включая США, с призывом перестать инвестировать в турецкую экономику.
«Эрдоган опять пожертвовал экономическими интересами турецкого народа в угоду поддержке ХАМАС», - прокомментировал Кац решение турецких властей.
Перед началом боевых действий в Газе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пытались договориться о расширении сотрудничества в энергетической сфере и в торговле. Этому предшествовали более десяти лет очень натянутых отношений.
Отношения резко испортились в 2010 году, когда израильские военные атаковали турецкие суда, которые везли гуманитарную помощь в Газу. А ведб в нулевые годы было время, когда израильские и турецкие военные даже проводили совместные учения.
Бои в Газе резко сократили торговлю между Турцией и Израилем: за первые пять месяцев она снизилась, по турецким статистическим данным, на 28% до 1,9 млрд долларов.
В Тель-Авиве обвиняют Анкару в поддержке ХАМАС, который в Турции не считается террористической организацией. Эрдоган называет хамасовцев «борцами за свободу». 20 апреля он встречался в Стамбуле с руководством ХАМАС во главе с его политическим лидером Исмаилом Ханией.
«Израиль несомненно заплатит за зверства, которые он совершает против палестинцев», - заявил турецкий лидер после той встречи.
Турция обвиняет Израиль в жестокости и требует остановить боевые действия в секторе Газа и беспрепятственно пропускать гуманитарную помощь населению. Но, несмотря на жесткую риторику, полностью отношения с Израилем не разрывает.
По жесткости риторики не уступает Анкаре и Тель-Авив. Между тем, разрыв всех торговых отношений с Турцией, пусть и временный, может иметь для экономики Израиля серьезные последствия.
Например, израильским строителям придется срочно искать новых поставщиков цемента, потому что почти весь цемент, поставлявшийся в Израиль из-за границы, был турецким. Своего же цемента в стране сильно не хватает, потому что его производит во всем Израиле один-единственный завод. Впрочем, цемент попал в список товаров, по которым еще 9 апреля были объявлены ограничения.
Строительный сектор Израиля вообще очень уязвим, так как большую часть рабочих на строительных площадках составляют палестинцы. Не удивительно, что на многих стройках уже не один месяц стоит тишина.
Министерство торговли Турции назвало прекращение экспорта «вторым этапом межправительственных мер» и привело в качестве причины «усиление гуманитарной трагедии в Палестине».
Днем ранее, 1 мая, глава турецкого МИД Хакан Фидан объявил о присоединении Турции к требованиям Южной Африки, которая настаивает на рассмотрении МУС вопроса о геноциде Израиля против палестинцев.