Цунами импортного вина: последний всплеск?

30 мая 2024, 16:19

В марте 2024 года поставки вина из ЕС в Россию подскочили до максимумов начала 2022 года. Эксперты единодушны в объяснении причин этого явления. А будущее среднего ценового сегмента, очевидно, за российским вином.

Коллаж: Тамара Ларина

В марте европейский экспорт в натуральных показателях вырос на четверть в годовом выражении — до 26,6 тысячи тонн. Это максимальный уровень с декабря 2022-го, когда закупки составили 30 тысяч тонн. Такие расчеты приводят РИА Новости на основе европейской статистики.

Крупнейшим поставщиком стала Италия, увеличившая винный экспорт в Россию на 27 процентов — до 11,9 тысячи тонн. Второе место по объему поставок вина в нашу стану занимает Литва, нарастившая их на 40%, до 4,2 тысячи тонн. Испанский экспорт подскочил в 1,6 раза, до 3 тысяч тонн, что позволило стране потеснить Польшу с третьего места.

Кстати, Польша, оказавшаяся на четвертой строчке, стала единственной страной, существенно снизившей поставки вина в Россию — на 24%, до 2 тысяч тонн. Пятое место заняла Латвия с ростом экспорта на 18% — до 1,6 тысячи тонн. Кроме того, после трехмесячной паузы вновь начались поставки вина из Болгарии, хотя и всего 25 тонн, отмечает информационное агентство.

В увеличении импорта вина из стран ЕС нет ничего удивительного, а что лидером из всех стран стала Италия, так и вообще закономерно, говорит Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service. Культура потребления вина в России растёт, и в преддверии лета винные дилеры решили пополнить запасы легкого алкогольного напитка, тем более что эндокринологи активно пропагандируют его полезность в небольших количествах. Но главная причину увеличения объемов в марте – экономическая.

С 1 мая повысились акцизы на импортное вино, и не просто на какие-то проценты, а сразу в три раза, напоминает эксперт. В связи с этим цены на импортное вино будут расти в 2024 году от 12% до 20%, причём меньше всего они вырастут в премиум сегменте, а вот дешёвый сегмент подорожает на больший процент.

То есть, причина в том, дополняет Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research, что поставщики вина решили завести тот объем, который все равно бы импортировался до конца лета, раньше — в первом квартале с уплатой более низких пошлин. 

Однако прохождение таможни требует времени, особенно при резко увеличивающимся объеме поставок, и примерно 30% продукции попали в страну уже в мае с новыми, повышенными акцизами, что успело спровоцировало пока небольшой, но рост цен, отмечает эксперт. Причем статистически, новые акцизы в ближайшем будущем повышении цен будут видны более сильно в сегменте дешевого вина, чем дорогого, и это понятно. 

«Если бутылка стоит 500 рублей, то новая пошлина в 7% будет более чувствительна для кошелька, чем с бутылки в 5 тыс. рублей», — поясняет Николай Вавилов, добавляя, что в дорогом сегменте продавцы могут и просто взять пошлину на себя, снизив свою маржинальность, так как не захотят терять покупателя, который может отправиться к конкуренту. 
 
«Наверное, правильно было бы говорить не о том, что европейские поставщики нарастили поставки вина, а о том, что российские импортеры нарастили поставки вина из Европы, — отмечает, в свою очередь, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Юлия Косенкова. — Резкий всплеск объемов поставок в марте я бы связала с существенным увеличением ставок акцизов на вино с 1 мая 2024 года – с 36 до 108 руб. за литр вина. Предположу, что в начале года создан запас вин, которые будут потом реализовываться в течение определённого времени. Исходя из этой посылки, я бы не ожидала дальнейшего существенного роста объемов импортируемых вин. Скорее, наоборот, объемы импорта на какое-то время сократятся», — прогнозирует она.

Спрос на европейские вина в России всегда был традиционно высок, напоминает эксперт. В частности, на итальянские и испанские вина. Литва выглядит на этом фоне инородно, так как она не входит ни в число крупнейших стран-производителей вина, ни в  число стран с наибольшими площадями виноградников. В данном случае Литва выступает лишь поставщиком, через которого завозят вина иных стран-производителей.

Но в целом Юлия Косенкова предполагает, что в долгосрочной перспективе доля рынка, занимаемая европейскими винами, будет снижаться. Это связано с комплексными мерами (в т.ч. налоговыми) по развитию российского виноделия. Развитие отечественного виноделия — дело небыстрое, так как оно опирается на собственное сырье, для которого необходимо высадить и вырастить виноградники. Но в самое ближайшее время российский рынок должен почувствовать результат реализуемых мер. Он должен отразиться как на количественных (объем реализуемой продукции), так и на качественных показателях. Определенные подвижки есть уже сейчас.

Европейские же вина полностью вряд ли уйдут с российского рынка, уверена Юлия Косенкова, поскольку качественные характеристики вина зависят, в том числе, от сорта винограда, региона его произрастания. Поэтому любители французского, итальянского, португальского и проч. вина всегда будут. Но тут проявится одна особенность: импортное вино за счет высоких акцизов, пошлин, транспортных расходов и проч. существенно вырастет в цене. И при сопоставлении с аналогичными российскими винами будет проигрывать им в цене, станет менее конкурентоспособным.  Можно предположить, что лет через 10 основной нишей, прочно занимаемой европейскими винами, будет ниша премиум-вин. Средний сегмент потеснится и уступит долю рынка российской продукции.