Провал санкций произвел на Западе сильное впечатление

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
14 июня 2024, 16:23

Мало того что мир, не контролируется не только одной державой, но даже блоком стран, как пришлось убедиться этим странам. Еще и собственно Россия оказалась крепким орешком.

Коллаж: Тамара Ларина

The Guardian о западных санкциях: большое фиаско

Международные санкции, нацеленные практически на все: от финансов частных лиц до основных отраслей экономики, направлены на изоляцию российских потребителей, а крупные бренды, такие как Apple и McDonald's, прекращают свою деятельность в стране. Но, как пишет британская Guardian, ВВП России через два года после начала СВО демонстрирует удивительную устойчивость и, по прогнозам, будет расти быстрее, чем в большинстве стран мира с развитой экономикой.

Этому, в частности, способствует продолжающаяся поставка западных технологий в РФ, жалуется издание. Так, экспорт автомобилей из Германии в Киргизию вырос на 5100% с начала СВО, а по другим маршрутам в РФ поступают как компьютерные чипы, так и люксовые товары.

В стремлении привлечь внимание к российской экономике, США заявили во вторник, что объявят о новых «эффективных» санкциях и контроле за экспортом на саммите G7 в Италии на этой неделе.

Российская экономика частично поддерживается за счет параллельного импорта, констатирует газета. Данные российского таможенного управления показывают, что импорт восстановился и приблизился к уровню до СВО, и это помогает поддержать уязвимые отрасли, такие как авиация и автомобильная промышленность.

Западные эксперты объясняют такую ситуацию «дырами в санкциях» – когда все, от полупроводников до деталей самолетов и iPhone, может быть перенаправлено и реэкспортировано в Россию через фирмы в Китае, Турции или ОАЭ, или через Армению, Казахстан и другие бывшие советские республики.

«Конфликт России с Украиной выявил в ЕС кризис управления. ЕС стал фактором, способствующим войне», — полагает Робин Брукс, старший научный сотрудник Института Брукингса.

Именно этот эксперт подсчитал, что немецкий экспорт автомобилей в Киргизию вырос с начала СВО в 50 с лишним раз. «Это не потому, что люди в Бишкеке решили, что им нравятся Mercedes. Это машины, которые идут в Россию. В основном они даже не поступают в Киргизию. Она просто указана в счете», — отметил Брукс. Данные по экспорту, по его словам, показывают, что эта тенденция наблюдается «в каждой отдельно взятой европейской стране», что примерно вдвое компенсировало падение прямого экспорта в Россию.

Что касается западных военных технологий, то, как пишет издание, согласно отчету аналитического центра Королевского института объединенных служб обороны Великобритании, в российском оружии, найденном в Украине, было обнаружено более 450 компонентов иностранного производства.

На этом фоне США и ЕС активизировали свои усилия против компаний и банков в странах ближнего Востока, торгующих с Россией. Но некоторые страны, имеющие решающее значение для усилий России по уклонению от санкций, сопротивляются давлению Запада. 

В интервью Financial Times председатель Dubai Multi Commodities Centre в ОАЭ заявил, что санкции против России не оказывают никакого влияния за пределами Запада, а при попытках остановить импорт — бизнес просто перенаправляет его в другое место. «Тот факт, что экономика не контролируется исключительно одной стороной мира, делает эти санкции менее эффективными, — сказал Хамад Буамим. — Торговля продолжает развиваться, просто она развивается по-другому».

Продолжение импорта в Россию и поддержание экономики в целом было бы невозможно без значительных доходов, получаемых РФ от ее энергетических ресурсов — и здесь Москва также зависит от внешних игроков, готовых бросить вызов западной санкционной коалиции. В декабре 2022 года Великобритания, наряду со странами G7, Австралией и Европейским союзом, ввела предельную цену 60 долларов за баррель, чтобы ограничить западные компании в транспортировке, обслуживании или посредничестве при поставках российской сырой нефти. На данный шаг Запад пошел, чтобы подорвать торговлю нефтью в России.

Как утверждается, греческие судоходные магнаты, играющие огромную роль в мировой торговле нефтью, продали России сотни старых судов в рамках явления, получившего название «Большая распродажа греческих танкеров». По данным отраслевого издания TradeWinds, греческие судовладельцы продали по меньшей мере 125 сырых судов и судов-перевозчиков на сумму более 4 млрд долларов.

Тот же Брукс, отметим, в итоге предлагает совсем уже нереалистичные меры: снижение потолка цен на нефть до 20 долларов за баррель, хотя никто не соблюдает и втрое более высокий лимит, и «запрет на продажу западных нефтяных танкеров нераскрытым покупателям». Контроль исполнения такого запрета оказался бы возможным не больше, чем в отношении прочих санкций.

Выбор сделан

Антироссийские санкции, безусловно, затрудняют работу российского бизнеса, но они не нанесли критический урон нашей экономике, хотя именно такой был план на Западе, констатирует политолог, руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. «Многократно звучали призывы разрушить нашу экономику санкциями, но она выдержала и в этом нам помогли несколько факторов: широкие экономические связи со странами Азии и Ближнего Востока, буферные хабы в СНГ, рыночные механизмы внутри страны, жесткая денежно-кредитная политика, востребованные экспортные ресурсы», — говорит он. 

Зарубежные торговые контрагенты выбирая между риском и прибылью, часто делают выбор в пользу последней. Сложнее, по его словам, ситуация с иностранными банками и проведением трансграничных платежей, для них риски вторичных санкций довольно реальны и не приятны, но уже существует множество довольно эффективных схем по проведению трансграничных платежей с использованием разных финтех-решений. 

В любом случае, уверен Никита Донцов, весь бизнес понимает, что санкции это надолго, надо адаптироваться к сложившимся условиям и даже западные компании не хотят терять крупный российский рынок. «Многие страны СНГ достаточно бедны и не упустят возможность заработать на обходе западных санкций, оперируя товарами и услугами для России, имея транзакционный процент с операций. Можно спрогнозировать, что схемы будут меняться, иные товары для конечного потребителя могут расти в цене, но предложение будет оставаться», — заключает эксперт.

Золото и «цифра» против санкций

Как отметил в интервью «Моноклю» депутат Госдумы Владимир Кошелев, доллары и евро больше не торгуются на валютной секции Московской биржи. Торговая площадка, отмечает он, приняла такое решение после расширения антироссийского пакета санкций США, в который вошла Мосбиржа и ее структуры. Идея ввести санкции против биржи, наверняка принадлежит экс-зампреду Центробанка, бывшему директору по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергею Алексашенко, уверен эксперт. После переезда в Вашингтон он вошел в рабочую группу, которая как раз и занимается планированием экономической войны, направленной на уничтожение нашей страны и нашего народа. 

«Но эти стратеги не очень хорошо понимают, что биржевой рынок валюты в России, скорее экзотика, чем необходимость. Понимая, в какую сторону будут развиваться события, мы еще в 2022 году говорили об отказе от торговли за доллары и евро и переходе на цифровой золотой рубль, чья обеспеченность полностью гарантирована золотовалютными резервами России, ее торговым промышленным и сырьевым потенциалом, — говорит Владимир Кошелев.

«Обстоятельства вынуждают нас ускорить этот процесс, — полагает он. — Цифровой рубль создан еще в августе прошлого года, но так и не запущен в полноценный оборот. Сейчас он пилотируется среди ограниченного количества участников. Где результаты этого пилота? На какой стадии он сейчас? Какие выявлены ошибки и разработаны перспективы их решения?», — указывает депутат на имеющиеся вопросы.

В кротчайшее время ЦБ должен предоставить отчёт о реализации этого пилотного проекта, говорит депутат. «После учета всех замечаний, его необходимо в срочном порядке масштабировать на всю Россию и страны зарубежья. Сейчас же необходимо продумать и второй шаг. Прогнозируя дальнейшее развитие санкционного давления и потенциальную опасность, которую может представлять использование западных технологий для нашей цифровой инфраструктуры, следует принять меры безопасности. Выпустить материальный эквивалент цифрового рубля — золотые монеты или спецсчета», — заключает Владимир Кошелев.