Цены на нефть и газ все еще находятся на американских горках, вызванных дисбалансом между спросом и предложением во время коронавирусной пандемии или, как его называет бывший главный экономист МВФ, а сейчас профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф: «матерью всех шоков».
Кеннет Рогофф, конечно, прав: таких ценовых качелей энергоносителей, пожалуй, еще не было. По крайней мере, в более-менее обозримом прошлом. Цена барреля нефти марки Brent опустилась в 2020 году до 14 долларов, а ровно два года назад, в июне 2022 года, взлетела до 133 долларов, т.е. почти в 10 раз! Такие же ценовые горки были в это время и на автозаправках в Америке: цена галлона (3,785 л) бензина в 2020 году, по данным Управления энергетической информации (EIA), была 1,77 доллара, а в 2022-м – ок. 5 долларов.
В последние недели цены на энергоносители снизились: баррель нефти Brent торгуется в районе 80 долларов, а бензина – порядка 3 долларов за галлон. Снижение объясняется опасениями прихода в США рецессии, которая вне всяких сомнений снизит спрос на них.
Однако в долгосрочной перспективе цены на нефть и газ должны повыситься. При этом на последствиях пандемии, продолжающих давить на рынки, сохранится сильная волатильность.
«Когда происходит энергетический шок,- цитирует Business Insider Кеннета Рогоффа,- для очистки рынков могут требоваться огромные скачки цен. Что же касается пандемии, то она была матерью всех шоков (самым мощным из всех шоков), и оказала самое сильное со времен Второй мировой войны влияние на спрос».
Спрос на нефть в прошлом году вырос, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), до 2,3 млн баррелей в сутки. По прогнозам EIA, к 2050 году он увеличится на 42%.
Все больше энергетических гигантов инвестируют большие деньги для увеличения добычи нефти. В прошлом году в США, к примеру, зафиксировано крупных слияний нефтяных компаний более чем на 100 млрд долларов. Однако даже этим огромным деньгам, по мнению ряда экспертов, потребуются годы, чтобы решить проблему хронически недостаточного предложения в нефтегазовом секторе. Это значит, что цены на энергоносители в обозримом будущем продолжат расти.
«В долгосрочной перспективе цены на энергоносители будут расти, если только очень резко не вырастут инвестиции в отрасль,- говорит Кеннет Рогофф.- Однако при нынешней обстановке в мире политики это представляется маловероятным. Шоки спроса и предложения скорее всего продолжатся, а вместе с ними продолжится и сильная волатильность как на энергетических рынках, так и в глобальной экономике».
Высокий спрос на «черное золото» на руку американским нефтяникам. Добыча нефти в США достигла в 2023 году рекордных высот благодаря тому, что нефтяные компании энергично пытались удовлетворить растущий глобальный аппетит к нефти. По прогнозам EIA, в Америке в текущем году будет добываться в среднем 13,2 млн бар./с., а в 2025 – 13,4 млн бар./с.