В недрах министерства юстиции США, как сообщают американские СМИ, созрел план раздела Google, принадлежащего компании Alphabet Inc. Это решение, правда, лишь как одно из многих, изучают в американском Минюсте после того, как суд признал Google 5 августа монополистом на рынке интернет-поиска.
План, конечно, сенсационный, хотя по своему механизму и не новый: два десятилетия назад американские власти уже безуспешно пытались разделить Microsoft Corp. На этот раз, Кроме радикального раздела IT-гиганта, в американском правительстве рассматривают и другие способы борьбы с монополизмом, например, заставить Google делиться информацией с конкурентами, а также - меры, которые помешают компании получить несправедливое преимущество в продуктах, связанных с искусственным интеллектом (AI).
Независимо от окончательного решения, в Вашингтоне, скорее всего, запретят эксклюзивные контракты, с которыми работает Google и которые были в центре очень громкого судебного процесса. Если в министерстве юстиции США все же решат идти до конца, то скорее всего заставят продать подразделения, занимающиеся операционной системой Android и браузером Chrome, сообщает Bloomberg, ссылаясь на свои источники в этом ведрмстве. Не исключено, что чиновники попытаются заставить продать и платформу AdWords, используемую для продажи текстовых рекламных объявлений.
Американский минюст заставило активизироваться решение окружного судьи признать Google незаконным монополистом на рынках интернет-поиска и поиска текстовой рекламы. Между тем, судья велел сторонам приступить к подготовке и второго этапа процесса. На нем будут разбираться предложения правительства по восстановлению конкуренции, среди которых вполне может оказаться и предложение о разделе IT-гиганта. В таком случае минюсту придется убедить в целесообразности этого плана судью, который и будет выносить окончательное решение по делу. Если раздел все же состоится, то он станет крупнейшим в Америке разделом компании после 80-х годов прошлого века, когда была разделена компания AT&T.
Адвокаты министерства юстиции часто обсуждают планы отделения операционной системы Android, которая установлена почти на 2,5 млрд гаджетов. Во время процесса судья узнал, что Google требует от изготовителей гаджетов подписывать соглашения, которые открывают доступ его приложениям Gmail и Google Play Store. В этих же соглашениях имеются пункты об установке поисковика Google и браузера Chrome так, чтобы их нельзя было удалить с устройства, и тем самым исключается конкуренция с другими поисковыми системами.
Как говорится в заявлении Федеральной торговой комиссии США (FTC), которая борется с монополистами, компании Google нельзя «пользоваться преимуществами незаконной монополизации». Лидерство поисковика Google уже обошлось компании в 26 млрд долларов, причем, 20 млрд из них достанутся Apple Inc.
В решении судьи также говорится, что Google монополизировал рекламу, которая появляется в верхней части страницы с результатами поиска, т.е. рынок текстовой рекламы. Этим в Google занимается Google Ads, который отделился от AdWords в 2018 году. Такая реклама приносит Google Около двух третей—от всего дохода (в 2020 году более 100 млрд долларов).
Еще один вариант действий – заставить Google делиться информацией с конкурентами, например, Bing или DuckDuckGo, принадлежащих Microsoft. В ходе процесса выяснилось, что при помощи контрактов Google не только получает огромный объем информации и данных пользователя, кстати, в 16 раз больше, чем следующая компания в списке, но и препятствует конкурентам улучшать результаты поиска и эффективно с ним конкурировать.
———————————
*"Слишком большой, чтобы остаться" - парафраз ставшего поговоркой выражения Too Big to Fail - "Слишком большие, чтобы рухнуть" (так называется книга о банковском кризисе 2008 года в США, когда правительство стало спасать от банкротства крупные банки.