Индекс потребительских настроений Банка России в июле снизился по сравнению с июнем на 1,2 пункта, до 108,7 пункта. Снижение произошло из-за ухудшения оценки текущего состояния потребления сразу на 3,4 пункта, тогда как ожидания населения за месяц остались почти неизменными(+0,2 п.п.). Респонденты стали хуже оценивать благоприятность текущего момента для совершения крупных покупок, но почти без изменений остались их оценки фактического изменения личного материального положения за последний год.
Доля домохозяйств, предпочитающих тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не сберегать их, выросла в июле на 1,3 проц.пункта, до 31,5%. Но сберегателей по-прежнему существенно больше: их доля в прошлом месяце снизилась всего на 0,2 п.п. до 51,6%. При этом растет популярность сбережений в банковских вкладах: так поступают 46% респондентов (плюс 4 пункта за месяц и 7 — за год), достигнув максимума с июня 2014 года.
Крупный B2C-рынок, испытавший скачок продаж в первом полугодии – это легковые автомобили. В ЦМАКП его связывают с ожиданиями дальнейшего разгона инфляции и увеличения процентных ставок в логике «покупай сейчас — завтра будет дороже». В январе-июне текущего года на российском рынке было продано 754,6 тыс новых автомобилей (с учетом LCV, включая альтернативные каналы поставок), оценила Ассоциация европейского бизнеса. Это на 75% больше, чем в первом полугодии 2023 года. АЕБ скорректировала свой прогноз продаж в 2024 году, повысив его с 1,3 до 1,45 млн единиц. Напомним, в 2021 году было продано 1,667 млн машин.
Показатели потребительской активности россиян свидетельствуют о постепенном охлаждении покупательского спроса. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению в июне был выше уровня июня прошлого года на 5,6% (в постоянных ценах) после +6,6% в мае. В принципе это закономерно на фоне постепенного затухания динамики доходов. Рост реальной зарплаты в апреле-мае т.г. нырнул в зону однозначных значений (8,5-8,8%) против локального максимума в марте (12,9%).