Как и с кем мы будем торговать «за крипту»?

Ирина Сидорина
корреспондент Monocle.ru
10 сентября 2024, 13:24

Секреты трансграничных платежей в цифровом формате российский бизнес начал постигать с сентября, прозвучали и заявления на эту тему крупных фигур.

Коллаж: Тамара Ларина

На полях ВЭФ-2024 криптовалюта стала одной из самых популярных тем для обсуждения. В частности, заместитель главы администрации президента РФ Максим Орешкин заявил, что данный инструмент определенно расширяет горизонты для бизнеса.

«Вы знаете – с 1 сентября вступил в силу закон, который легализует использование криптовалюты для трансграничной оплаты. Поэтому вся эта ситуация создает больше пространства для финансовых инноваций, для создания новых, более эффективных способов взаимных расчетов», – прокомментировал Орешкин перспективы развития «крипты».

Цифровые методы расчетов, они все равно будут внедряться, и они на каком-то этапе станут ключевыми, обязательно будут», – отметил глава ВТБ Андрей Костин.

Однако до того момента, как криптовалюты начнут вовсю бороздить бескрайние транзакционные просторы, необходимо прояснить целый ряд вопросов, без которых плюсы и минусы операций с этим инструментом и перспективы их развития так и останутся «китайской грамотой» для подавляющего большинства. Однако то самое большинство в праве знать о нюансах, ведь от успеха ВЭД зависит процветание всей страны.

Биткойны по семь или эфиры, но по пять? 

В первую очередь озадачивает высокая волатильность криптовалют. Тот же курс биткойна больше похож на американские горки, да и другие не отстают. Собственно, именно на нестабильность курса представители власти указывают гражданам, предостерегая от вложения средств в «крипту»: можно неплохо «поднять» на скачке, но можно и немало потерять на спаде. Как же фиксироваться «в моменте» участникам внешней торговли и в чем? 

«Полагаем, что на первых этапах участники будут проводить операции с применением наименее волатильных инструментов: стейблкоин с привязкой к курсу доллара или взаимопризнаваемые ЦФА. Палитра инструментов будет расширяться по мере решения вопросов с неттингом, страхованием и рейтингами», – говорит управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.

По словам к.э.н, руководителя программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН Софьи Главиной, расчет стоимости трансграничных транзакций с использованием волатильных криптовалют может быть непростым процессом. 

«Пока сложно оценить, какой именно механизм будет использоваться, однако традиционно используются следующие: фиксированная цена на момент совершения транзакции; средневзвешенная цена за определенный период времени; цена на момент расчета транзакции», – рассуждает эксперт.

По мнению Главиной, не исключено, что данные решения являются подготовкой к тому, что цифровой рубль будет использоваться для трансграничных расчетов. 

«Сегодня уже существуют примеры других мультивалютных ЦВЦБ (цифровая валюта центрального банка): Мульти-CBDC (multi-Central Bank Digital Currency) – система, которая позволяет нескольким центральным банкам выпускать и обменивать свои цифровые валюты между собой. Это позволяет упростить и ускорить трансграничные платежи, а также снизить затраты на них», – поясняет она. 

В качестве примера эксперт приводит запущенные в 2020 году Project mBridge и Project Icebreaker – проекты, которые разрабатывают мульти-CBDC систему для трансграничных платежей и уже показывают, по ее данным, хорошие результаты.

При этом стоит помнить, что бизнес не существует в вакууме – он платит налоги, различные таможенные сборы, пошлины. Но не получится ли так, что из-за пресловутого шифрования свою выгоду упустит государство?

«Операции с криптовалютами потребуют разработки дополнительных инструментов для налоговых и таможенных органов. Для их учета налоговые органы могут требовать передавать документы о сделках или об установленных курсах. Сейчас уже есть страны с соответствующим инструментарием, это США, Европейский Союз и Китай», – комментирует ситуацию руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Дело межгосударственной важности

Главная интрига заключается в том, с кем Россия сможет начать торговать «за крипту» в первую очередь? Это вопрос даже не денег, а политического капитала.

По словам Софьи Главиной, потенциальных партнеров из числа дружественных стран уже несколько. 

«Россия и Китай уже имеют опыт сотрудничества в области цифровых валют. В частности, Китай уже запустил свою собственную цифровую валюту, и Россия может использовать ее для международной торговли. Турция также рассматривает возможность использования криптовалют для международной торговли, и Россия может стать ее партнером в этом направлении. Индия заинтересована в использовании криптовалют для международной торговли, и Россия может начать торговать с этой страной», – перечисляет руководитель программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН.

Естественно, особые надежды на цифру возлагаются и в разрезе БРИКС. По словам Дмитрия Целищева, предполагается, что на базе объединения специальная рабочая группа будет решать вопрос с запуском децентрализованной биржи расчетов. 

«То есть останутся централизованные биржи с банками-агентами внутри государств, при этом сам неттинг будет проводиться на межгосударственном уровне стран-участниц. Введение единых систем страхования и рейтингования позволят в том числе повысить доверие к участникам системы и отчасти послужит гарантией исполнения ими взятых на себя обязательств», – поясняет эксперт.

Он отмечает, что все страны БРИКС находятся примерно на одной стадии готовности. Тем не менее, до полноформатного запуска такой торговли, по мнению управляющего директора инвесткомпании «Риком траст» еще остаются годы интенсивной работы. 

Впрочем, некоторые процессы идут параллельно, отмечает Целищев: «Есть тренд на запуск собственных криптобирж, страны БРИКС создают свои площадки».

Две большие разницы

В условиях повышенной турбулентности, беспрецедентных санкций и построения альтернативных маршрутов расчетов некоторые видят в криптовалютах настоящую палочку-выручалочку. Так Александр Шохин, выступая на ВЭФ, заговорил о «крипте» в контексте вытеснения SWIFT. По мнению главы РСПП, это потребует достаточно серьезных решений, разработки соответствующих механизмов и при этом подчеркнул, что создание разрабатываемой на базе объединения цифровой расчетно-платежной платформы BRICS Bridge «уже не за горами».

Однако эксперты не до конца поддерживают оптимизм тех, кто видит перспективу уйти от главной финансовой «дубинки» Запада в крипту.

«Создание аналога SWIFT на базе криптовалют и цифровых финансовых активов теоретически возможно, хоть и тяжело. Не стоит забывать, что скрытие транзакций может привести к внутренним и международным правовым вопросам. Успешное создание аналогов системы потребует времени, а также согласия федеральных и международных органов», – развивает тему Артем Деев.

Софья Главина выделяет ключевые вопросы, которые требуется решить прежде, чем говорить о создании SWIFT на основе криптовалют и ЦФА: «В первую очередь проблема заключается в масштабируемости механизмов – криптовалюты и ЦФА пока не могут обработать такой же объем транзакций, как SWIFT. Для этого необходимо разработать более эффективные алгоритмы и инфраструктуру. Второе – криптовалюты и ЦФА подвержены риску хакерских атак и мошенничества. Необходимо разработать надежные механизмы безопасности для защиты транзакций. Кроме того, криптовалюты и ЦФА пока не имеют четкого регуляторного режима, что может создать проблемы для их использования в качестве аналога SWIFT. И четвертое – криптовалюты и ЦФА имеют разные технологические стандарты, что может создать проблемы для их интеграции в единую систему».

«Криптовалюта и ЦФА скорее служат альтернативным способом расчетов в дополнение к SWIFT, говорить об исключение чего-то не совсем корректно. Предполагаем, что глобальные банковские группы в меньшей степени будут готовы подключаться к расчетам в крипте и с использованием ЦФА, прежде всего из-за риска вторичных санкций. Финансовые организации, ведущие свою деятельность в региональных масштабах наоборот, будут более активно экспериментировать с альтернативными вариантами транзакционного бизнеса», – заключает Дмитрий Целищев.