Старый Свет, похоже, так напуган недавним энергетическим кризисом, что европейцы продолжают лихорадочно строить терминалы по приему сжиженного газа (СПГ) с необходимой инфраструктурой несмотря на то, что континент, вероятно, достиг пика его потребления и, следовательно, высока вероятность того, что новые СПГ-терминалы будут простаивать, утверждает Институт экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA). В этом году ожидается падение импорта СПГ на 11%, говорится в новом исследовании Института. Причем, к концу десятилетия это снижение увеличится до 37% в год. Так что инвестиции в строительство терминалов напоминают «белых слонов», говоря биржевым сленгом (сделку, при которой расходы заведомо превышают ожидаемую прибыль)
Между тем, ряд европейских стран продолжают планировать строительство новых СПГ-терминалов. По расчетам авторов исследования, при сохранении тенденции к 2030 году, три четверти импортных мощностей Европы могут оказаться никому не нужными. Возможно, расчет делается на то, что после окончания 31 декабря срока действия контракта на прокачку российского газа в Центральную Европу через территорию Украины, Киев не продлит соглашение и спрос на СПГ в Центральной и Восточной Европе может вырасти.
За два последних года Европа потратила десятки миллиардов долларов на СПГ, которым она заменила российский трубный газ после 24 февраля 2022 года. О том, что расчеты авторов исследования IEEFA, скорее всего, правильные, говорит, например, тот факт, что в первые 6 месяцев текущего года коэффициент использования СПГ-терминалов опустился ниже 50%. Это, грубо говоря, значит, что в январе-июне в Евросоюзе простаивал каждый второй терминал, подчеркивает Bloomberg.
Наиболее наглядный пример – Германия, которая брала в аренду многочисленные плавучие СПГ-терминалы (FLNG) для приема СПГ, поступающего из США, а сейчас строит стационарные СПГ-терминалы на берегу. В ФРГ, кстати, ситуация с переизбытком импортных мощностей осложняется еще и тем, что одновременно со строительством СПГ-терминалов, которые, между прочим, стоят миллиарды евро, Берлин не менее активно развивает ветровую и солнечную энергетику, т.е. стремится полностью отказаться от ископаемых видов топлива, к которым относится и газ в любом его виде.
«Регазификационные мощности по СПГ к концу (текущего) десятилетия (в Германии) почти утроятся,- говорит ведущий аналитик IEEFA Ана Мария Джаллер-Макаревиц.- Развитие электрификации и возобновляемой энергетики поможет Германии продолжить сокращать потребление газа. Поэтому не очень понятно, зачем ей столько СПГ-терминалов».
Спрос на газ в Германии в первой половине этого года снизился, по словам аналитика, на 4% в годовом выражении. Прогнозы роста спроса на газ немецкой промышленности тоже выглядят очень туманно, потому что энергетический кризис заставил многие компании сократить или закрыть производство. Набирает популярность и тенденция переноса производства в другие страны, где топливо дешевле, чем в ФРГ.
По словам немецких политиков, строительство газовой инфраструктуры необходимо для обеспечения энергетической безопасности страны и окончательного преодоления опасной, как считают в Берлине, зависимости от российского газа. Между тем, средний коэффициент использования СПГ-терминалов в Евросоюзе снизился в январе-июне текущего года до 47% с 62% годом ранее. Доля СПГ в газовом балансе объединенной Европы в первой половине года тоже снизилась по сравнению с тем же периодом времени прошлого года: с 37% до 31%. К 2030 году, по прогнозу IEEFA, импортная мощность ЕС по СПГ увеличится на 21% до 414 млрд кубометров газа. При этом приблизительно 300 млрд кубов, т.е. 72,5% из них может простаивать.