Монголия и Союз: новая перспектива

Ирина Сидорина
корреспондент Monocle.ru
3 сентября 2024, 15:24

Президент России Владимир Путин находится с визитом в Улан-Баторе. Наряду с возложеными к памятнику маршалу Жукову — первому в мире — цветами, результатом этой поездки стал целый «букет» подписанных документов и достигнутых договоренностей.

Кристина Кормилицына, МИА «Россия сегодня»/kremlin.ru
В Мемориальном комплексе Г.К.Жукова Владимир Путин и Президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух возложили венок к памятнику маршалу Советского Союза
Читайте Monocle.ru в

В ходе начавшегося в понедельник визита Владимира Путина в Монголию заключен ряд соглашений, содержание которых не анонсировалось. Так что СМИ и аналитики могли только делать предположения – каково, вместе с юбилейной повесткой —торжественными мероприятиями, посвящённых 85-летию победы советских и монгольских вооружённых сил над японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (и о важности чего подробнее будет сказано ниже) – переговорное наполнение визита.

Энергетика двусторонних отношений

Однако интрига того стоила. Президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух приподнял завесу тайны. Он, как сообщают информагентства, заявил о важности визита российского лидера для развития двух стран, в том числе, по вопросам энергетики.

Эта сфера богата на точки соприкосновения. «Россия может помочь Монголии с энергетикой: попробовать заменить "грязную" угольную генерацию на атомную, газовую или, по крайней мере, "чистую" угольную», – комментирует перспективы сотрудничества исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. 

Одним из таких шагов на энергетическое сближение стало подписание министрами энергетики РФ и Монголии соглашения по реконструкции ТЭЦ-3 в Монголии. 

Владимир Путин тут же прокомментировал его: «Российская компания "Интер РАО" рассчитывает подключиться к модернизации и реконструкции Улан-Баторской ТЭЦ-3, помочь в установке нового оборудования и трехкратно увеличить генерирующую мощность станции. Это позволит повысить надежность снабжения жителей столицы Монголии светом и теплом».

Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве в поставках нефтепродуктов, в частности – обеспечении керосином.

По итогам подписания президент России отметил, что в прошлом году более 90% бензина и дизельного топлива поступило в Монголию из России. 

«И мы неизменно откликаемся на просьбы монгольских друзей о содействии в удовлетворении растущих потребностей в топливе и горюче-смазочных материалах, в том числе на льготных условиях», – заявил президент РФ.

Сила есть, Сибирь – под боком

Еще одна важная точка соприкосновения – транзитный участок «Силы Сибири – 2».

«Проект «Сила Сибири – 2», находящийся в разработке с 2006 года, – альтернативный путь российского газа в Китай через Монголию. Здесь выгода однозначна для всех, осталось договориться об условиях поставок, и, видимо, именно этих договоренностей стоит ожидать от визита российской делегации в Монголию», – рассуждает эксперт экономического факультета РУДН, преподаватель кафедры международных экономических отношений к.э.н. Арина Суркова. 

«Видим хорошие перспективы для сотрудничества в газовой сфере. Завершена разработка проектной документации газопровода "Союз Восток" протяженностью почти в тысячу километров, который соединит Россию, Монголию и Китай. В настоящее время проводится государственная экспертиза проекта, выполняется оценка его воздействия на окружающую среду», – заявил по итогам переговоров с монгольским коллегой российский президент, уточнив, что «речь идет не просто о транзите российского газа через Монголию: рассматривается возможность поставок этого топлива и для монгольских потребителей. «Газпром» готов оказать необходимую поддержку в практических вопросах газификации страны».

«Союз Восток» — относительно новое название, куда привычнее слышать о «Силе Сибири — 2». Не останавливаясь сейчас подробно на соотношении двух проектов, процитируем сайт «Газпрома»: «В 2020 году "Газпром" приступил к оценке возможности осуществления поставок газа в Китай через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м газа в год. В феврале 2022 года начались проектно-изыскательские работы в рамках проекта строительства магистрального газопровода "Союз Восток". Он пройдет по территории Монголии и станет продолжением перспективного российского газопровода "Сила Сибири – 2"».

Вопросы решаются

Однако не по всем вопросам в той же энергетике позиции Москвы и Улан-Батора полностью совпадают. Как отмечает Арина Суркова, в фокусе внимания обеих стран совместное и взаимовыгодное использование трансграничных природных ресурсов, в частности реки Селенги. Но здесь есть весомое «но».

«В интересах Монголии находится строительство ГЭС, однако для России и озера Байкал это может обернуться экологической катастрофой. Для Монголии данный вопрос стоит так же остро, в стране растет энергопотребление, импорт электроэнергии также подорожал, переход к энергонезависимость находится в кругу вопросов об обеспечении экономической безопасности», – поясняет Суркова.

С этой точки зрения становится понятна важность для нашей страны подписанного по итогам переговоров меморандума о сотрудничестве по сохранению Байкала. От России документ скрепил подписью глава Минприроды Александр Козлов. 

А решать проблему нехватки электроэнергии можно и другими способами. Например – с помощью экономичных маломощных АЭС. Владимир Путин дал понять монгольскому руководству, что и в этом вопросе Москва готова протянуть руку помощи.

«Мы также открыты для реализации совместных проектов в сфере мирного атома на базе самых современных российских технологий, в том числе с использованием маломодульных реакторов», – заявил российский лидер. 

Азиатский транзит

У Монголии нет выхода к морю и всего два соседа – Китай и Россия. Так что 80% товарооборота приходится на них. Пока, как отмечает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в своем Телеграм-канале, практически весь монгольский экспорт идет в КНР. В первую очередь, речь идет о металлах, включая редкоземельные. Торговля ими дает Улан-Батору 25% ВВП.

Но для того, чтобы добывать эти металлы, нужна энергия. И с ней помогает Москва. Как отмечает Антон Свириденко, таким образом в зону совместных интересов наших стран попадают разработки полезных ископаемых и редкоземельных металлов. 

Стоит отметить, что этими месторождениями также интересуются и США с Европой, и Япония. Однако в данном случае Россия предлагает интересное «комбо»: энергию и логистические решения. 

«Не лишним для Монголии является и расширение путей для вывоза монгольского экспорта через Приморье и даже на запад», – развивает эту идею исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина.

При этом России прокладывание новых путей через Монголию тоже очень интересно, отмечает эксперт экономического факультета РУДН Арина Суркова: «Развитие транспортно-логистических инициатив. Монголия обладает колоссальным транзитным потенциалом, что играет в пользу России в условиях нашего разворота на Восток и увеличение торговых связей с Китаем. Поддержка развития приграничных инициатив внесет высокий вклад и в расширение транспортно-логистического сотрудничества, в том числе идею создания Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай, высказанную президентом Путиным в 2023 году».

За нами бизнес и ЕАЭС

«Развитие приграничных регионов, вовлечение во взаимную торговлю малого и среднего бизнеса. В этом интересы Монголии и России полностью совпадают, нас объединяют вопросы обеспечения безопасности и благосостояния на приграничных территориях. Для этого в Монголии созданы специальные экономические зоны с льготным режимом для бизнеса: СЭЗ "Алтанбулаг" расположена на северной границе Монголии, которая является главным портом для въезда в Россию. СЭЗ "Цагааннуур" находится на пересечении границ четырех стран (Китая, Казахстана, Монголии и России)», – продолжает перечислять потенциальные выгоды от сотрудничества между Москвой и Улан-Батором Арина Суркова.

Вовлечение как можно большего числа стран в торговый процесс – еще один «профит» Монголии. При этом именно Россия может вывести на путь, представляющий собой альтернативу западному – ЕАЭС. Для нас это интересно привлечением стратегического партнера с которым, кроме всего прочего, мы можем торговать, обходясь без долларов. Для монголов – та самая раскладка яиц по разным корзинам.

«Монголия и Евразийский экономический союз договорились заключить временное соглашение о свободной торговле. Считаю, что данное соглашение улучшит нормативно-правовую среду двусторонней торговли между нашими странами и создаст конкретные новые возможности для расширения экономического сотрудничества», – заявил Владимир Путин. 

Отметим при этом, что историко-политическое содержание имеет для взаимоотношений России и Монголии принципиальное значение. Можно напомнить, что предыдущий визит в Улан-Батор состоялся у Владимира Путина на 80-летие победы на Халхин-Голе.

Памятник Маршалу Совестского Союза Георгию Жукову, с возложения цветов к которому начался визит – первый монумент этому полководцу в мире. Халхин-гольская военная операция весны-осени 1939 года под его командованием отстояла Монгольскую Народную Республику от притязаний Японии и отсрочила её вступление Вторую Мировую войну, а после вступления – заставив японское руководство воздерживаться от прямого военного столкновения с Советским Союзом.