Министр финансов Франции Антуан Арман представил проект бюджета на 2025 год. Его главные цели – влить в сильно разбалансированную финансовую систему Пятой республики 60 млрд евро и укрепить уверенность инвесторов. Сделать это предлагается за счет введения временных налогов на несколько сотен крупных компаний, а также на состоятельных французов.
Приводить финансы Франции в порядок новый кабинет собирается при помощи жесткой экономии – расходная часть бюджета в следующем году будет сокращена на 40 млрд евро, а доходная – увеличена на 20 млрд евро.
Правительство Мишеля Барнье, несмотря на риск получить вотум недоверия во враждебном парламенте, готово идти на непопулярные меры. Антуан Арман не зря называет новый бюджет «неслыханными в финансовом мире мерами».
Кстати, несмотря на такай шаг влево, как налоги на корпоративные и личные большие деньги, левый «Новый народный фронт» на прошлой неделе попытался свалить правительство Барнье. Но вотум недоверия в Национальной ассамблее, нижней палате парламента, не прошел.
Говоря о «левизне», не следует, конечно, упускать из вида запланированное сокращение бюджетных расходов. Это всегда отрицательно сказывается на мерах социальной поддержки, с чем левые мириться не могут. Как и тем, что победив на выборах, они не были допущены Макроном к власти.
«Наша страна находится в беспрецедентном положении, - цитирует Bloomberg министра финансов, встретившегося с журналистами накануне представления проекта бюджета законодателям. - Мы сейчас переживаем переломный момент. Французская экономика держится, но у нас колоссальный долг. Было бы цинично и фатально не видеть этого, не говорить об этом и не признавать это».
Бюджет на 2025 год является основой планов нового премьер-министра Франции Мишеля Барнье восстановить порядок и закон как в политической жизни страны, так и в финансах. Последние несколько месяцев в стране царила нестабильность, спровоцированная решением президента Макрона распустить Нацассамблею и провести внеочередные парламентские выборы.
Согласно проекту бюджета, вводится временный налог на 440 прибыльных компаний, ежегодный доход которых превышает 1 млрд евро. Правительственные экономисты подсчитали, что он может принести 8 млрд евро в 2025 году и еще 4 млрд в 26-м.
Правительство предлагает ввести чрезвычайный налог на транспортные компании, занимающиеся морскими перевозкам, который должен принести в казну полмиллиарда евро в следующем году и еще 300 млн в 2026 году. Увеличиваются налоги на самолетные билеты и использование частных самолетов. Еще один чрезвычайный налог в случае одобрения законодателей будет введен на обратный выкуп компаниями своих акций.
Следует готовиться к повышению налогов и приблизительно 65 тыс. состоятельных домохозяйств, в результате чего ожидается поступление в казну в следующем году дополнительных 2 млрд евро.
В основе нового бюджета прогноз роста ВВП Франции в 2025 году на 1,1%. Правительство стремится к сокращению дефицита бюджета в 2025 году до 5% от объема промышленного производства. В этом году прогнозируется дефицит в размере 6,1%. Арман предупреждает, что если срочно не принять радикальные меры, то дефицит может увеличиться к концу текущего года до 7%.
О ситуации с дефицитом бюджета красноречиво говорят цифры: Италия, в последние годы «славившаяся» громадным правительственным долгом, планирует снизить дефицит до разрешенных в Евросоюзе 3% от ВВП к 2026 году, а Франция – лишь к 2029 году.
Но даже в случае успешного снижения дефицита бюджета правительству придется продать в 2025 году для финансирования своей деятельности гособлигаций на 300 млрд евро. По расчетам экономистов Минфина, расходы на обслуживание госдолга вырастут до 54,9 млрд еаро.
Можно смело предположить, что утверждение нового бюджета будет долгим и жарким, потому что противников у него хватает.
«Сейчас первой целью (бюджета) является бизнес, - прокомментировал «Блумбергу» проект правительственного бюджета Патрик Мартин, президент бизнес-ассоциации «Движение предпринимателей Франции» (Medef), объединяющей крупный бизнес и крупнейших налогоплательщиков. - Если эти меры будут приняты, они окажут очень длительное (негативное) воздействие на нашу конкурентоспособность и занятость».