После 50 лет несбалансированного бюджета (последний сбалансированный бюджет был в 1974 г.) во Франции хотят в 2025 году резко сократить дефицит бюджета при помощи 60-миллиардного повышения налогов и снижения расходов. Правда, затягивание поясов, подчеркивает Financial Times (FT), негативно повлияет на рост экономики, состояние которой сейчас настолько же слабое, как положение правительства Мишеля Барнье, представившего документ на рассмотрение Национальной ассамблеи, нижней палаты парламента Франции. Естественно, не самое лучшее состояние второй экономики еврозоны не может не сказываться и на всей еврозоне, в которой Пятая республика в экономическом отношении раньше выглядела вполне достойно на фоне первой экономики континента – Германии, которая во многом непродуманным действиям кабинета Олафа Шольца, оказалась в глубоком кризисе.
Премьер-министр Барнье хочет сократить дефицит бюджета с 6,1% в 2024 году до 5% к концу следующего года. Он считает, что его бюджет поможет Франции не только выйти к 2029 году на евросоюзовский лимит по дефициту бюджета, равный 3% ВВП, но и прибавить экономике 1,1% в 2025 году. Приблизительно такой же рост ожидается и по итогам текущего года.
Барнье и его министры подчеркивают, что их бюджет временно повышает налоги в основном на крупные компании и богатых французов и, таким образом, защищает рабочие места и рост экономики.
«В текущей и очень напряженной ситуации у нас нет иного выхода, кроме сокращения расходов и дефицита бюджета»,- заявил в парламенте премьер Барнье, предупредивший, что в случае отказа от радикальных мер страну ждет финансовый кризис.
Задачу главы правительства осложняет еще и то обстоятельство, что в Нацассамблее у его кабинета нет большинства, что не позволит ему рассчитывать на поддержку законодателей. Подавляющее большинство экспертов предсказывают Барнье и его министрам нелегкие времена. Многие экономисты считают, что последствия финансовых ограничений, размер которых доходит до 2% объема промышленного производства Франции, значительно превзойдут то, на что рассчитывают авторы главного финансового документа страны.
Франция наверняка окажется одной из самых слабых развитых экономик в этом году. До появления проекта бюджета считалось, что темпы роста французской экономики в этом году превысят темпы роста экономики еврозоны. Однако на следующий год прогнозы самые мрачные: к примеру, экономисты прогнозируют рост ВВП в 2025 году всего лишь на 0,5%.
«Этот период будет тяжелым не только для бизнеса и богатых, чьи налоги повысятся, но и для домохозяйств и властей на местах,- цитирует FT главного экономиста банка Oddo Бруно Кавалье.- Больно будет всем».
Высокая учетная ставка несмотря на начавшее ослабление монетарной политики ЕЦБ уже успело сделать свое плохое дело. Сейчас во Франции очень много банкротств. Настроения среди бизнесменов царят самые пессимистические.
Немало экономистов, кстати, считают, что в правительстве ошибаются и относительно того, что новый бюджет защищает рабочие места. Правительство собирается существенно снизить субсидии в размере до 6 тыс. евро, выдававшиеся компаниям, которые брали на работу новых сотрудников. Будут урезаны и другие субсидии, направленные на рост занятости. Задача по снижению безработицы, которая сейчас находится на уровне 7,3%, до 5%, поставленная президентом Макроном, теперь будет едва ли выполнима.
Опасения по поводу финансового положения Пятой республики привели в этом году к продаже крупных объемов долгосрочного долга. Доходность 10-летних гособлигаций сейчас лишь совсем немного превышает 3%.
Мишель Барнье предлагает собрать с крупных компаний и состоятельных французов новых налогов на 15,6 млрд евро. Он уже неоднократно обещал, что через два года эти налоги будут отменены, но ему мало кто верит. С другой стороны, немало экономистов соглашаются с тем, что налоги на богачей и крупные компании сейчас наиболее логичное решение.
Правительство утверждает, что две трети 60-милилардного сокращения дефицита госбюджета придутся на снижение расходов и треть на новые налоги, но и в этом ему верят далеко не все экономисты. Они утверждают, что эффект будет в полтора раза ниже – 42 млрд евро и что 70% придутся на повышение налогов.