Стало известно о задержках строительства новой серии проектов по производству сжиженного газа (СПГ), которые должны были начать работать в 2025 году. Как сообщает Oil Price со ссылкой на Reuters, сроки ввода их в строй по разным причинам сдвигаются как минимум на два года, т.е. на 2027 год.
Своими проблемами с участниками Сингапурской международной энергетической недели поделился старший вице-президент TotalEnergies, кстати, третьего в мире производителя СПГ и первого в Европе, по сжиженному газу Грегори Джоффрой.
«Начало работы следующей серии СПГ-мощностей откладывается самое ранее до 2027 года из-за задержек, хотя ранее их ввод был намечен на 2025 год, - заявил он в Сингапуре. - В среднесрочной перспективе мы видим, что многие проекты, которые должны были заработать в предстоящие месяцы, к работе еще не готовы. В долгосрочной перспективе, по нашему мнению, они начнут производить сжиженный газ в 2027-30 годах».
В США задержки вызваны нехваткой квалифицированных рабочих и оборудования, а также объявленной в январе президентом Байденом под давлением климатических активистов и защитников окружающей среды паузой в выдаче разрешений на экспорт СПГ. В России некоторые запланированные к вводу СПГ-мощности из-за санкций будут введены позже, хотя в целом производство СПГ растет.
Джоффрой также сообщил, что, по его мнению, спрос на газ в 2035 году будет выше нынешнего, потому что коммунальные предприятия, работающие сейчас на угле, будут переходить на газ, значительно более чистый вид топлива по сравнению с углем и ставший по этой причине главным энергоресурсом на время «зеленого» перехода, т.е. перехода от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии.
У так называемого Большого нефтяного клуба сохраняются большие надежды и планы на сжиженный газ несмотря на усиление атак климатических активистов и экологов, направленных в том числе и против газа. В основе одной из последних таких атак лежат результаты нового исследования, согласно которому масштабы негативного воздействия на окружающую среду «голубого топлива» сильно занижаются и что от его сжигания в атмосферу выбрасывается даже больше вредных веществ, чем при сжигании угля.
Эти выводы вызвали удивление и в целом не были восприняты как реальное новое знание. Спрос на СПГ тем временем продолжает расти. Иначе трудно объяснить резкий скачок спроса на газовозы, т.е. суда, на которых перевозится сжиженный газ. Только за 9 месяцев 2024 года на воду спущены 36 новых газовозов. Проблема в том, что сейчас темпы роста флота судов для перевозки СПГ значительно выше темпов роста СПГ-мощностей.
Возвращаясь к причинам задержек окончания строительства СПГ-проектов, следует помнить, что СПГ-заводы и терминалы строятся значительно медленнее обычных энергетических проектов даже и без каких бы то ни было внешних причин. Удлинение сроков строительства приводит к росту расходов, причем, в отдельных случаях весьма ощутимому. Это видно на примере нескольких крупных СПГ-проектов в Австралии, которые заработали в последние годы. Все они вводились в строй с задержками и по всем были значительно превышены сметы.
Конечно, такие задержки при одновременном росте спроса на СПГ окажет сильное давление на цены. Рост цен на газ, в свою очередь, неминуемо заставит наиболее бедных покупателей возвращаться к более дешевому углю. Это произошло еще в 2022 году, например, с Пакистаном.
Тогда, в самый разгар энергетического кризиса европейские покупатели платили за сжиженный газ любые деньги и, как нетрудно догадаться, вытеснили со спотового рынка такие страны, как Пакистан. Повторись такая ситуация вновь, тамошним энергетикам и потребителям останется утешаться только данными упомянутого исследования.