Мировой экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в период с января по сентябрь 2024 года вырос по сравнению с прошлым годом на 1,9%, составив 305,9 млн тонн, сообщила Организация арабских стран-экспортеров нефти (OAPEC). При этом рекордный квартальный уровень в 106,4 млн тонн был зафиксирован в первом квартале.
И это понятно — была зима. Что-то принесет следующая, уже наступившая? Крупнейшим экспортером СПГ остаются США, опережая Австралию и Катар.
Уже в ноябре с удовлетворением спроса возникли проблемы. Как отмечает Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service, одним из факторов роста цен на газ в Европе стало-падение импорта СПГ в страны ЕС на 28% в ноябре месяце.
А рост значительный. Цена природного газа в Европе в ноябре выросла на 21%, подсчитал эксперт. Этот рост стал результатом нескольких факторов, поясняет он. Первый – рекордный отбор газа из европейских хранилищ на фоне погодных условий. В Германии - основном потребителе природного газа- температура воздуха сейчас значительно ниже сезонной нормы. Ситуацию ухудшает безветрие, не позволяющее использовать источники ВИЭ, что вызывает дополнительный расход газа для производства электроэнергии. В результате запасы ГПХ снизились с порядка 95% до 93,03 % в середине прошлого месяца.
Второй фактор был назван выше. Третий — заявления австрийской компании OMV о рисках прекращении поставок российского газа в Австрию из-за судебных разбирательств по обязательствам «Газпрома» по экспорту газа в Германию.
Четвертый фактор — введение санкций против Газпромбанка, через который проходят иностранные платежи за российские газ и нефть. Это потребует поиска альтернативных способов оплаты из-за риска вторичных санкций и дополнительных издержек, что для европейских потребителей может привести к росту цен на голубое топливо из России.
Пятый фактор — неопределенность с продолжением транзита российского газа через Украину после 1 января 2025 года.
Европейские потребители, говорит Николай Переславский, «осознают сложности», к которым все это может привести. Определенные действия прорабатываются, однако сценарии не раскрываются. Возможно, это спотовые контракты с другими мировыми поставщиками газа, контракты, стоимость которых сильно зависит от конъюнктуры цен, в отличие от годовых договоров.
Что будет делать Россия с выпадающим объемом газа? «Китай принять его не готов, — отмечает аналитик. — Есть возможности нарастить поставки в Узбекистан и Казахстан. Еще одно направление — Иран. Ждет газ и сектор высокой газопереработки — в основном для химпроизводства и удобрений. Рынок внутреннего потребления газа развивается. По словам нашего президента, «к 2030 году газовая отрасль во главе с "Газпромом" найдет новый баланс устойчивости с опорой именно на внутренний рынок».
В декабре 2024 года и в 2025 году динамика стоимости газа будет определяться в первую очередь погодными условиями, считает Николай Переславский. Холодная зима создаст дополнительный спрос на газ в Европе в объеме более 20 млрд куб. м, что потребует закупки странами ЕС десятки миллионов тонн СПГ, который значительно дороже трубопроводного. Цена газа для промышленности и домохозяйств, таким образом, взлетит. Возможен, по словам эксперта, рост стоимости газа до 600-800 долл. за 1 тыс. куб. м. Если зима будет теплой, цены вернутся в район 400 долл.
Так или иначе, но сейчас газ в Европе остается максимально дорогим за год: за 1 тыс. кубов на хабе TTF просят более 520 долл. «Технический тренд на графике сугубо восходящий, и до конца года не исключаем рост к 600 долларам, — говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. — А фундаментально за подъем цен энергоносителей играет несколько факторов: от оценок более холодной зимы и повышенного отбора газа из хранилищ (сейчас уровень европейских запасов уже на 10% ниже нормативов и менее 87%) до дальнейшей геополитической эскалации на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Фактор неопределенности всегда повышает рис-премию, а это значит — рост биржевых цен».
С транзитом российского газа вопрос пока не решен, что также влияет на нервозный сентимент на рынке, повышая котировки, добавляет эксперт. В Европу газ может поступать и через обходные маршруты — Турция и/или Азию, но это повышает транзакционные издержки на фоне более длинного логистического плеча. В итоге, уверен Михаил Зельцер, скорее пострадает Европа с ее промышленностью — из-за дороговизны энергоносителей производство становится попросту неконкурентными.
Последние две недели на Нью-Йоркской товарной бирже фьючерсы на газ держатся в диапазоне 3350-3800 долларов за 1 млн БТЕ, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Тогда как цена в середине-конце февраля 2024 года была на уровне 1500-1600 долларов.
«Мы видим уже этот рост более чем в два раза на фоне очень неопределенного зимнего сезона. Цены на газ могут превысить 4000 долларов уже в середине декабря на фоне огромной неопределенности по транзиту. Что будет дальше — зависит от геополитики, — говорит аналитик. — По транзиту я считаю, что вероятен временный компромисс, особенно в случае реальных ценовых шоков, но без долгосрочного решения. Сценарий полного прекращения транзита приведет к аномальному росту цен в Европе. Мы помним, что европейские страны могут закупать российский газ на аукционах, но сейчас пока что это не очень распространенная практика».
Волатильность газовых цен на международных биржах на сегодняшний день не такая уж и большая, считает Артем Деев. «Различия до 20% за месяц, это не сильно критично для газового рынка, так как бывала и большая волатильность. Если цены будут расти в разы, вот тогда это уже будет сигналом того, что происходит что-то не то. Я уверен, что участники рынка как-то договорятся по транзиту и не допустят роста цен на газ в десятки раз в самый пик сезона, как — сложно судить, так как все эти решения принимаются за закрытыми дверями, тем более что здесь речь не просто о ценах на газ, а о глобальных вещах», — отмечает он.