Хабы, гавани, ворота. Программа модернизации дает результат
По итогам первого полугодия 2024 года объем авиаперелетов в обход Москвы впервые в истории России составил 63,3%. Эксперты связывают этот рекорд и явление в целом с развитием региональных авиахабов, мерами государственной поддержки, переориентацией пассажиропотока на новые направления и ростом внутреннего туризма.
За девять месяцев 2024 года объем пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации вырос на 6,2% по отношению к прошлому году. Авиакомпании перевезли 86,2 млн человек (ожидалось 80 млн за весь год). Из них 65,9 млн (+2,2%) — путешествия внутри страны, 20,3 млн (+21,5%) пришлось на международные поездки. За этот период больше всех пассажиров пришлось на группу компаний «Аэрофлот» и S7 Airlines.
С 2019 года в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», реализуется комплексная программа реконструкции аэропортов. Проект призван повысить пропускную способность аэровокзалов и затронул, в частности, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, служебные здания аэровокзалов и другую инфраструктуру.
В 2022 году в стране было 29 аэропортов-миллионников. В 2023 году шестизначный порог пассажиров преодолели три новых воздушных гавани: в Саратове, Оренбурге и Грозном.
Наиболее загруженные по пассажиропотоку авиационные гавани, что не удивительно, это аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга.
Сохранил высокие темпы прироста пассажиров за первое полугодие 2024 года аэропорт Екатеринбурга. Показатель составил 13% после 27% по итогам 2023 года.
Крупнейший авиахаб Сибири прибавил за аналогичный период 2,4% после почти 20% годом ранее, а с 2017 года его показатель увеличился вдвое. При этом 30% авиатрафика Новосибирска в 2024 году приходится на транзитных пассажиров.
По итогам 9 месяцев года высокий рост пассажиропотока также показали воздушные ворота Красноярска (15%), Южно-Сахалинска (11%) и Новокузнецка (9%).
Из Сибири на юг, из Челябинска в Казань
По словам начальника развития сети маршрутов S7 Group Александра Сергеева, развитие региональных авиаперевозок и авиационной инфраструктуры в регионах создало условия для увеличения числа прямых полетов между регионами. Это позволило существенно сократить время в пути — по некоторым направлениям до 5-ти раз, сообщил он «Моноклю». Так, например, наиболее заметна экономия времени на рейсах из Сибири в города юга и Центральной России, которая в абсолютном значении доходит до 5-6 часов даже при условии минимальной стыковки в Москве.
Для России развитие внутренних региональных авиаперевозок чрезвычайно актуально — как по экономическим, так и по социально-политическим причинам, сказал «Моноклю» заместитель генерального директора Red Wings по коммерции Александр Крутов. 99% субсидируемых рейсов — это перевозки в обход Москвы: они позволяют не только снизить нагрузку на столичный авиаузел, но и значительно улучшают логистику маршрутов, сокращая время в пути. Например, из Челябинска в Казань пассажиру гораздо удобнее лететь напрямую, а не с большим «крюком» и длинной стыковкой в Москве.
«Продлить тенденцию» до Дальнего Востока
«Самая большая страна в мире просто обязана развивать внутреннюю сеть пассажирских авиаперевозок, — отмечает Александр Крутов. — С учетом огромных российских расстояний железные дороги и автотрассы не могут конкурировать с авиатранспортом по скорости и комфорту. Сами регионы заинтересованы в развитии авиасообщения и активно софинансируют маршруты для своих жителей, зная их потребности на местах».
Модернизация транспортной инфраструктуры становится импульсом развития территории, особенно если это касается таких крупных объектов, как аэропорты, подтверждает председатель Магаданского регионального отделения «Деловой России» Юрий Агафонов. В первую очередь реконструкция аэропортов требуется для обеспечения туристического потенциала регионов. Если пропускная способность пассажирского терминала близка к исчерпанию, а недостаточное качество аэродромной инфраструктуры не позволяет справиться с ростом числа взлетно-посадочных операций, то это может стать барьером для увеличения числа пассажирских рейсов в регион. Рост туристического потока станет драйвером для развития ряда сопутствующих отраслей, малого и среднего бизнеса, уверен эксперт.
Полеты между регионами все больше перестают быть завязанными только на Москву, а выполняются напрямую, в обход столичного авиаузла, что значительно упрощает логистику грузов и пассажиров, повышает товарооборот, туристические потоки, констатирует Юрий Агафонов. Тенденцией последних лет становится развитие региональных авиахабов: в 2023 году роль крупных внутренних и международных узлов играли аэропорты Сочи, Минеральных Вод. Обновление и расширение инфраструктуры также может заложить основу для развития мультимодальных перевозок. Крайне важно, что модернизация инфраструктуры в регионах с резкими климатическими условиями позволяет обеспечить безопасность полетов при высоком износе покрытия взлетно-посадочных полос.
«Отдельно хочу сказать про важность развития региональных авиахабов и авиаперевозок на Дальнем Востоке. Это территория экстремально низких температур, инфраструктурных разрывов, больших пространств. Сюда входят одиннадцать регионов. На территории некоторых из них могли бы разместиться несколько европейских государств. На формирование транспортной системы здесь влияет сезонность и неравномерное экономическое развитие, а гражданская авиация является единственным видом транспорта для большинства населенных пунктов», — указывает Юрий Агафонов.
Так, например, в соседней от нас Якутии круглогодичным наземным транспортом обеспечено всего 15% жителей, более 90% территории имеет лишь сезонную транспортную доступность, отмечает эксперт. Поэтому инвестиции в развитие аэропортовой инфраструктуры Севера должна стать одной из приоритетов и стратегической задачей государства, говорит общественный деятель.
Куда, почем и на чем
Модернизация аэропортов требуется для большинства регионов Сибири и Дальнего Востока, где наблюдается критический износ инфраструктуры в ряде объектов, добавляет эксперт. В основном это небольшие аэропорты, но крайне важные с социальной точки зрения, так как для обслуживаемых ими пунктов авиация зачастую является безальтернативным видом транспорта. В дальневосточных регионах воздушный транспорт обеспечивает связанность с другими регионами, в том числе с европейской частью страны. Также благодаря малой авиации усиливается связанность удаленных и труднодоступных населенных пунктов внутри региона, подчеркивает Юрий Агафонов.
И все же пока полноценно направление региональных авиаперевозок не работает, заявил «Моноклю» Станислав Наумов, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике. Пока реально хорошо работают только столичные перевозки.
«Но эту идеологию надо менять. Как минимум в рамках одного федерального округа должно быть организовано авиасообщение через столицу округа с любым областным центром. Также должно существовать ежедневное сообщение между столицами федеральных округов, а лучше дважды в день. При этом нужно отходить от манеры любую проблему решать субсидиями из бюджета и прочими мерами господдержки. На всех точно не хватит, а тут не сделаешь что-то выборочно: на Дальнем Востоке есть, а на Урале не надо. Везде надо», — уверен депутат.
«Но встанет вопрос, на чем летать. Видимо созданию нового самолета поспособствует новый закон о технологической политике. Мы его примем уже в декабре», — сообщил он.