Кузова разные, прочее — почти одинаковое
Продажи новых автомобилей всех сегментов в России по итогам 2024 года составят порядка 1,8 млн штук, из них 1,5 млн —легковые автомобили, следует из интервью первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова телеканалу «Россия-24». Рост как рынка, так и производства машин ожидается в районе 30-40%.
Выпуск российских автомобилей в 2024 году, по предварительной оценке, составил около 980 тыс. единиц, в том числе должно было быть выпущено порядка 750 тыс. легковых машин.
А в дальнейшем планируется строить российские легковые автомобили сегментов C, D, E на единой унифицированной платформы. И на это федеральный бюджет планирует потратить 160 млрд рублей, следует из информации агентства ТАСС со ссылкой на заявление директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Тиграна Парсаданяна.
Еще не так давно речь шла о выделении на данный проект 87,8 млрд рублей в 2025-2027 годах (деньги на него депутаты Госдумы нашли, перекинув их из резерва бюджета на мероприятия, входящие в состав нацпроектов). Сейчас рассматриваемый период работы над задачей вырос с 3 до 5 лет, а сумма - увеличилась почти вдвое.
Ведущая роль в создании этой платформы отдана ФГУП «НАМИ», у которого уже есть опыт создания единой платформы для люксовых автомобилей Aurus. Тем не менее, к работе планируется привлекать АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ. Единая платформа позволит повысить уровень локализации в отечественном автопроме и создаст новые рабочие места.
Гендиректор НАМИ Федор Назаров в конце 2024 года рассказал ТАСС, что предпроектная деятельность по созданию единой модульной платформы началась. По его словам, к участию в этом проекте проявили интерес не только автозаводы, но и крупные разработчики автокомпонентов.
«Мы осуществляем сейчас концепт-фазу. То есть мы проводим маркетинг и проводим формирование потребительских свойств. И все автозаводы со своими маркетологами и конструкторами участвуют уже в этой работе», - отметил глава НАМИ.
Отметим, что унификация по шасси и линейкам двигателей, приводящая к появлению единых платформ, это мировая тенденция. Она реализуется, и уже довольно давно, крупными автомобильными корпорациями и их объединениями, чьи объемы выпуска в разы превышают выпуск всех оставшихся заводов российского легкового автопрома (как превышали и в самые лучшие для него времена).
Интересно кстати, что единой легковой платформы не было и в СССР, хотя можно назвать примеры «Москвичей» и «Ижей» на одной базе, или унификации «Волги» и микроавтобуса «РАФ». Тогда это не было «модным», но могло бы стать новым и передовым словом для мирового автопрома, осуществимым с использованием преимуществ плановой экономики.
Скорее бы!
Создание единой платформы для производства на ней легковых ТС — идея не новая, заявил «Моноклю» руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинга» Александр Корнев. «Она, — говорит эксперт, — безусловно, поможет в первую очередь производителям в части локализации производств. Нужна ли она конечным потребителям? Не думаю, что потребители часто задумываются, на какой платформе произведен автомобиль перед его покупкой».
Единственное, добавляет Александр Корнев, если единая платформа приведет к снижению стоимости конечного продукта, то это может показаться интересным, но пока об этом говорить преждевременно. Учитывая немалую стоимость проекта, а также его растянутость по времени, вопрос его целесообразности пока оценить достаточно сложно. Ведь вложенные деньги нужно будет компенсировать, а это значит, что дешевле автомобили на этой платформе не будут.
«Плюс срок в пять лет кажется слишком большим. К примеру, условно уже сейчас разработчикам необходимо предугадать, что будет востребовано в 2030 году. Есть риск проработать пять лет и в конце понять, что получившийся продукт уже неактуален», — опасается эксперт.
Идея создания единой унифицированной платформы для российского легкового автопрома выглядит закономерной и своевременной в текущей ситуации, полагает глава Ассоциации сотрудничества и экономических связей и основатель компании «Сопровождение» Роман Синицын. И масштаб заявленного финансирования в 160 млрд руб. впечатляет — это действительно крупная «ставка» государства на развитие столь стратегически важной отрасли.
Эффект масштаба при производстве узлов и агрегатов даст импульс для развития национальных производителей автокомпонентов, указывает эксперт. Увеличение серийности выпуска уменьшит себестоимость. Автопроизводители смогут существенно сократить затраты на конструкторские разработки и подготовку производства новых моделей за счет использования готовых модульных решений. А это колоссальная экономия ресурсов.
Станет проще обеспечивать и обслуживание и ремонт автомобилей на всем жизненном цикле за счет взаимозаменяемости компонентов и узлов, причем пул запчастей может сократиться в разы.
Государство должно стать модератором этой большой игры, стимулируя локализацию через налоги и субсидии, ужесточая техрегламенты, помогая с инфраструктурой и продвижением.
При грамотном подходе через 10-12 лет единая национальная платформа позволит создавать машины не хуже иностранных аналогов, но с учетом российской специфики, уверен Роман Синицын. Они будут куда доступнее для рядового покупателя, проще в обслуживании.
И, что актуально для автопрома при любых сценариях, но куда проще при внедрении унифицированной платформы — это возможность лучшей, как полагает эксперт, чем у импортных машин, интеграции со всей российской национальной экосистемой умных сервисов.
Возможно и так, хотя бы по-прежнему пользуемся этими сервисами преимущественно с помощью иностранных смартфонов. Но в целом, по крайней мере в аспекте безопасности, эта ситуация в течении нескольких лет действительно способна привлечь к себе пристальное внимание. По крайней мере, опасение вмешательства извне в управление беспилотным автомобилем уже не выглядит паранойей. А значит, впору думать о национальных режимах компьютерной защиты автомобильных систем.
И название предложим для нашей платформы — «Телега». Смешно? Это, кстати, неплохо. Над китайским автопромом как таковым тоже смеялись лет двадцать. Теперь поднимают перед ним руки. Бесчисленные китаизмы в названиях кому-то нравятся больше? Хорошо хоть, додумались там до «Танка» (жаль, сами мы не додумались, а главное до машины, которую было бы не стыдно так назвать). Ну, пусть это будет рабочим названием. Можно и более изысканный вариант: «Русская тройка». Поехали?