Атомная энергетика переживает сейчас вторую молодость, хотя и не везде. В то время как Германия закрыла все АЭС и несмотря ни на что не собирается их расконсервировать, IT-гиганты Microsoft планирует возобновить деятельность законсервированной АЭС на острове Три-Майл, штат Пенсильвания (известная крупной аварией 1979 года АЭС Три-Майл-Айленд), чтобы получать дешевую энергию для своих дата-центров.
Популярность дата-центров, для работы которых необходимы огромные объемы энергии и стала, кстати, одной из причин второй молодости атомной энергетики.
Другим примером всплеска интереса к атомной энергии в IT-секторе служит Google, заключивший контракт с производителем ядерных модульных реакторов Kairos на создание реакторов мощностью 500 МВт. Не отстает и Amazon, купивший недавно большой пакет акций в еще одном производителе ядерных модульных реакторов - X-energy.
Как известно, АЭС работают на уране. Поэтому вторая молодость атомной энергетики спровоцировала урановую лихорадку. В прошлом месяце, например, новостная организация Inside Climate News сообщила о предстоящей расконсервации старых урановых рудников в Техасе. Схожие новости сейчас приходят и из других стран, которые «вспомнили» об атомной энергии на фоне энергетического кризиса и высоких цен на газ, а также напряженной геополитической обстановки в ряде регионов планеты.
На долю американских урановых рудников приходится лишь немногим более четверти урана – 28%, потребляемого АЭС этой страны. Остальное Штатам приходится импортировать, как-то выкручиваясь, кстати, из ситуации введенного в прошлом году самозапрета на импорт урана из РФ.
Одним из главных последствий урановой лихорадки наверняка станет резкий рост цен на уран, потому что в нынешней обстановке спрос сильно опережает предложение. Достаточно сказать, что в прошлом году 22 страны договорились об утроении выработки атомной энергии к 2050 году для того, чтобы декарбонизировать глобальную энергетику и экономику.
Единственной страной в G7, обладающей большими запасами урана, является Канада. Так что, на первый взгляд, неожиданная и сумасбродная идея Дональда Трампа о присоединении этой страны к США, возможно, не такая уж и сумасбродная и совсем не неожиданная.
«Канада обладает достаточными запасами урана для работы не только канадских АЭС, — заявил не так давно в интервью Financial Times (FT) министр природных ресурсов Канады Джонатан Уилкинсон. — Мы также единственная страна в Большой семерке, которая может поставлять уран для ядерных реакторов наших союзников. Канада ежегодно экспортирует более 80% производимого урана».
Канадские урановые шахтеры, естественно, рассчитывают заработать на урановой лихорадке.
«Такой благоприятной для нас ситуации еще не было, — цитирует FT финансового директора уранодобывающей компании Cameco Гранта Айзека. — Спрос на уран несомненно растет…»
Этот парень прав. Ведущую роль атомной энергии в декарбонизации глобальной энергетики признают и в Международном энергетическом агентстве (IEA). Так что оптимизм урановых шахтеров вполне обоснован. Разве что, вместе с ураном растет и «спрос» на Канаду в целом. Не исключены сложности и у других стран, обладателей запасов радиоактивных ископаемых, не слишком хорошо способных себя защитить.