Председатель Чешского национального банка (CNB) Алеш Михл первым в Европе хочет перевести часть валютных резервов своей страны в криптовалюту. Михл рассказал Financial Times, что CNB может потратить до 5% резервов, составляющих 140 млрд евро, на покупку биткоинов для их диверсификации. Он объяснил свое желание большими возможностями криптовалют, которые резко выросли после прихода к власти Дональда Трампа.
Тот, бывший прежде противником крипты, затем неожиданно стал ее ярым поклонником. И вовсю нападая на противников американского доллара, он, судя по высказываниям в адрес биткоина, готов сделать исключение для тех, кто наряду с валютой США не пренебрегает и главной цифровой валютой. Занимающей, возможно, в глазах Трампа место своего рода «доллара-2» (удобное, кстати, для разных маневров с «номером первым», в намерении осуществить которые ряд наблюдателей давно подозревает американские власти).
Впрочем, главный чешский банкир не стал отрицать, что вложения в криптовалюты - дело довольно рискованное, потому что наряду с возможностями на рынке криптовалют сейчас, по его мнению, надувается пузырь.
«Эти парни (Трамп и его помощники) могут создать пузырь из биткоина, - признал Михл,- но думаю, что тенденция роста возникла бы и без них, потому что криптовалюты являются альтернативными инвестициями для многих людей».
CNB выделяется среди остальных европейских центробанков открытостью к инвестициям в непривычные (для центробанков) активы. Центробанки являются консервативными финансовыми организациями, предпочитающими стабильные или стратегические активы типа золота и иностранных валют.
По состоянию на сентябрь 2024 года, 22% активов CNB находились в акциях. По этому показателю он явный лидер, как минимум, в Европе. И, помимо покупки биткоинов, Алеш Михл хочет увеличить долю акций американских компаний с нынешней без малого трети портфеля до 1/2.
Но если с акциями и другими ценными бумагами все понятно, то вложения в биткоины, это не только необычные для центробанков инвестиции, но и довольно опасные. Особенно такого масштаба, как говорит Михл – 7 млрд евро.
Да и сам он говорит, что осознает всю опасность, но, похоже, готов рискнуть.
«С биткоином возможен большой разброс результатов: он может рухнуть до ноля и взлететь до заоблачных высот, - признается глава CNB. - Однако в нашей истории были схожие (рискованные) инвестиции: акции, например, Enron или платежной компании Wirecard. Так что опыт плохих инвестиций у нас имеется. Поэтому, да, я готов (к возможному обвалу биткоина)».
По мнению главного экономиста ING по Чехии Давида Гаврланта, биткоин все больше переходит из разряда экзотических в разряд стандартных активов. Он считает, что пример CNB, который не раз выступал в роли «пионера», прокладывающего новый путь, будет заразительным и ему последуют и другие центробанки.
Однако пока сторонников и последователей у Алеша Михла что-то не видно. Так, к примеру, глава Bundesbank Йахим Нагель на днях очень нелестно отозвался о биткоине, назвав его «цифровым тюльпаном», намекая на тюльпаноманию в Голландии XVII века, разорившую многие тысячи голландцев, считавших цветочные луковицы надежным активом. Едва ли после такой характеристики главной криптовалюты следует ждать от главного немецкого банка ее покупки, по крайней мере, пока его будет возглавлять Нагель. Свой отзыв о крипте он дал не на академической дискуссии: его тревожит Свободная демократическая партия Германии (FDP), входившая в коалиционное правительство до недавнего распада последнего, которая, как и Михл, тоже носится с идеей превратить биткоин в резервный актив.
«Резервные активы должны быть безопасными, ликвидными и прозрачными, - уверен главный банкир Германии. - У основной криптовалюты большие проблемы со всеми тремя этими характеристиками».