Европейский центробанк (ЕЦБ), как и ожидалось, вновь немного снизил стоимость заимствований в 20 европейских странах, пользующихся евро. С сегодняшнего дня учетная ставка в еврозоне составляет 2,75%.
Мало кто из экспертов ждал от Кристин Лагард, возглавляющей ЕЦБ, иного решения на фоне невеселых экономических новостей. Развитие двух крупнейших экономик зоны евро и континента: Германии и Франции в самом конце прошлого года существенно замедлилось.
Это пятое снижение ставки, проведенное Кристин Лагард с июня 2024 года, когда она составляла 4%. Напомним, ЕЦБ последовательно выполняет задачу – снизить инфляцию в зоне единой европейской валюты до 2%.
Выступая после первого в этом году заседания правления ЕЦБ, Лагард заявила о проблемах европейской экономики в краткосрочной перспективе и о «низком доверии потребителей». В большинстве экономик еврозоны остается высокая инфляция, главным образом, по причине того, что «зарплаты и цены слишком медленно приспосабливаются к постинфляционному всплеску». Тем не менее, пока динамика ослабления инфляции совпадает с прогнозами экономистов ЕЦБ.
Напомним, что Кристин Лагард снизила ставку на следующий день после того, как ее коллега Джером Пауэлл оставил учетную ставку в США в диапазоне 4,25% - 4,5%. Расхождение в действиях ФРС и ЕЦБ объясняется тем, что за океаном ситуация иная: американская экономика, хотя и слегка замедлилась в 2024 году по сравнению с 23-м годом, продолжает показывать стабильное развитие и создавать предпосылки для роста цен.
Экономика еврозоны в последнем квартале 2024 года показала нулевой рост. Это объясняется спадом в двух крупнейших экономиках континента: в Германии в конце года спад составил 0,2%, а во Франции – 0,1%. В довершение ко всему, рост в третьей экономике региона – Италии составил 0%. Не удивительно, что рынки и инвесторы ожидают от Лагард и ЕЦБ продолжения снижения ставки. До конца года, по их прогнозам, ставка в еврозоне снизится еще на 1%.
Говоря о прогнозе на текущий год, президент ЕЦБ отметила сохранение очень сложной геополитической ситуации на востоке континента, но, естественно, не забыла упомянуть и об ожидаемой тарифной войне с США, которой угрожает даже ближайшим союзникам Дональд Трамп и которая затрудняет прогнозы относительно инфляции. Она также обратила внимание на «осторожность» бизнеса и потребителей, которые на неопределенности и волатильности, царящих как на европейских, так и на глобальных рынках, явно не торопятся открывать бумажники. Рост зарплат в еврозоне оказался в конце прошлого года вполне умеренный. Большинство компаний не стало перекладывать дополнительные расходы на потребителей, что и объясняет снижение инфляции.
С такой оценкой положения дел в еврозоне и монетарной политикой ЕЦБ в целом согласен и известный экономист из ING Карстен Бржески. По его мнению, ставка на уровне 2,75% при нынешнем состоянии европейской экономики все еще слишком высока. Это, считает он, вынудит европейский центробанк продолжить снижение стоимости кредитования.
Главный экономист Deutsche Bank по Европе Марк Уолл полагает, что ЕЦБ недооценивает слабость экономики еврозоны и необходимость быстрого снижения ставки для того, чтобы убедить бизнес и потребителей повысить расходы. Он тоже не видит причин, которые помешают Кристин Лагард снизить ставку к концу года до 2%-2,5%, а может быть, даже еще ниже.