Абхазские избиратели не уложились в один тур

Геннадий Рушев
корреспондент Monocle.ru
16 февраля 2025, 15:48

Победитель досрочных президентских выборов в республике определится теперь только в марте.

1 канал/скриншот с видео
В Абхазии подсчитали голоса
Читайте Monocle.ru в

«Я почувствовал, что между созвездием Козлотура и турбазой

есть какое-то таинственное созвучие, как бы опасная связь».

Фазиль Искандер «Созвездие Козлотура»

Четырех процентов не хватило исполняющему обязанности президента Абхазии Бадре Гунбе, чтобы выиграть президентские выборы. С результатом в 46% он обошел экс-министра финансов Адгура Ардзинбу, набравшего 37%.

Оба эти политика, в равной степени выступающих за сотрудничество с Россией, но по-разному относящихся к нюансам этого сотрудничества, и поборются друг с другом за пост президента. Второй тур пройдет 1 марта.

Исхода абхазских президентских выборов в самой республике ожидали с некоторой опаской. Так повелось, что спокойная политическая борьба здесь не в чести. Буквально каждые выборы в Абхазии не обходятся без попыток поставить под сомнение их результаты. Сторонники кандидатов в таких случаях сразу же выходят на улицы, митинговать и требовать отставок во власти. Уличными протестами в Абхазии вообще никого не удивишь – здесь они возникают по разным поводам. Бывает, власть, таким образом, действительно меняется: до перерастания митинговой стихии во что-то более опасное абхазские сильные мира сего предпочитают не доводить. Вот и нынешние выборы были объявлены в ноябре 2024 года после того, как в отставку, под давлением протестующих, занявших часть правительственного комплекса, досрочно ушел президент Аслан Бжания. Его вице-президент Бадра Гунба с тех пор стал исполнять обязанности главы государства.

Вопросом вопросов нынешней абхазской политики является соглашение об инвестиционном сотрудничестве с Россией. Гунба, как и Бжания, является его сторонником, Ардзинба – противником. Соглашение предусматривает, помимо всего прочего, возможность для инвесторов приобретать в республике земельные участки и завозить своих работников. Гунба доказывал, что иначе экономику Абхазии не поднять и от участи оставаться вечным получателем денег из российского бюджета не избавиться.

Чтобы убедиться в том, что инвестиции экономике Абхазии очень нужны, достаточно прогуляться по улицам Сухума. Здесь все еще полно зданий, так и не восстановленных со времени войны с Грузией в начале девяностых.

Ардзинба упирал на то, что под видом инвесторов в республику может проникнуть грузинский капитал. А это уже – угроза национальной безопасности.

Результаты выборов, объявленные главой абхазского Центризбиркома Дмитрием Маршаном, показали, что аргументы Гунбы принимает чуть большая часть населения республики. Ардзинба, вроде бы, не собирается оспаривать этот результат. Центральный избирательный штаб этого кандидата направил в ЦИК в течение дня голосования всего лишь восемь жалоб. Немного, да и серьезных нарушений, по видимому, не зафиксировано. Видимо, Ардзинба смирился с тем, что конечный итог голосования определится 1 марта.

Сейчас избиратели Абхазии в соцсетях и не только спорят, почему исполняющий обязанности президента не смог выиграть в первом туре, хотя, по опросам, его сторонников в республике было больше, чем противников. Что сыграло против него? Слишком агрессивная избирательная кампания, в процессе которой Гунба позиционировал себя как единственного политика Абхазии, способного найти общий язык с Москвой? Недостаточное внимание к агитации «от дома к дому», к работе с каждым избирателем, которая в маленькой республике и является главным залогом успеха? Впечатляет, например, что Гунба не смог выиграть в своем родном Гудаутском районе. Для абхазского политика – дело небывалое.

Зато Ардзинба проиграл своему сопернику в борьбе за голоса не этнических абхазов. Большинство армянских сел, например, проголосовали за Гунбу. Учитывая, что абхазов в республике немногим больше, чем не абхазов, упущение большое.

Возможно, против обоих кандидатов сыграла относительно низкая явка – около 55%. Если голосовал только самый дисциплинированный избиратель, тогда объяснимо, почему ни один из кандидатов не смог выиграть.

Теперь Гунба и Ардзинба, стараясь извлечь уроки из допущенных ошибок, готовятся ко второму туру. Тем временем в Грузии, из-за того, что прямо перед абхазскими выборами Европарламент своим постановлением отказал в легитимности действующему президенту Михаилу Кавелашвили. посол Евросоюза Петер Фишер, вместо привычных на фоне любых абхазских выборов заверений в поддержке Тбилиси, вынужден вступать в перепалки с правящей партией «Грузинская мечта».