Китай ответил на дополнительные тарифы на китайские товары, введенные Дональдом Трампом с 00 часов 4 февраля. Под тарифы и санкции попали, сообщает Bloomberg, несколько американских компаний; также введены тарифы на ряд товаров из США.
Пекин, в частности, ввел 15-процентные тарифы на американские энергоносители (уголь и сжиженный газ) стоимостью ок. 5 млрд долларов и 10-процентные тарифы на американскую нефть и сельскохозяйственное оборудование, включая тракторы. Кроме этого, начато расследование в отношении Google на предмет нарушения антимонопольных законов.
В «черный» список включены американские компании PVH Corp. и Illumina Inc., что может осложнить им деятельность на территории КНР. Ужесточены правила экспорта вольфрама, по добыче которого Китай на первом месте в мире (на его долю приходится ок. 80% всей добычи этого металла), и ряда других важных металлов, используемых в электронике, авиации и оборонной промышленности.
Как всегда, ответ китайской стороны тщательно просчитан и взвешен в отличие от действий Трампа, который ввел тарифы на весь импорт из Китая. Масштабы ответных мер вне всяких сомнений свидетельствуют о нежелании Пекина эскалировать ситуацию. Ответные меры Китая являются предупреждением о том, к чему может привести торговая политика Вашингтона. Об этом же говорит и то обстоятельство, что китайские тарифы начинают действовать 10 февраля, т.е. остается время для переговоров.
«На первый взгляд, создается впечатление довольно слабого ответа»,- комментирует действия Пекина главный экономист гонконгского ING Bank Линн Сон, который обратил внимание и на то, что энергоносители составляют очень незначительную часть китайского импорта.
Ответные действия Поднебесной показывают, что Пекин не сидит, сложа руки, но с другой стороны, они, конечно же, недостаточны для дальнейшей эскалации конфликта. На ответных мерах китайских властей Hang Seng China Enterprises Index, индекс акций китайских компаний, зарегистрированных на бирже Гонконга, прибавил 3%. После ввода американских тарифов на китайские товары он существенно снизился.
Ввод американских тарифов на китайский импорт показал, насколько по-разному несмотря на грозную риторику Дональда Трампа он относится к Канаде и Мексике, тарифы на товары которых после телефонных бесед с их лидерами были отложены на месяц, и Китаю, официально признанному главным врагом и конкурентом Америки на планете.
3 февраля президент Трамп вновь заявил о предстоящем разговоре с Си Цзиньпином, причем, даже уточнил, что беседа по телефону скорее всего состоится в течение следующих 24 часов. Пекин на эти слова американского лидера никак не отреагировал.
«Тот факт, что Трамп упомянул прямой способ коммуникации с президентом Си, показывает, что ввод тарифов – это всего лишь элемент переговорной стратегии президента Трампа, а не фундаментальное изменение в отношениях между двумя странами,- считает Вен-Ти Сонг из Global China Hub при Атлантическом совете.- Китай получил послание. Поэтому ответные санкции тщательно выверены»