Абхазия: стрельба не помешала выборам

Геннадий Рушев
корреспондент Monocle.ru
2 марта 2025, 16:24

По предварительным данным, и. о. главы республики избран на этот пост.

ТАСС Автор: Дмитрий Феоктистов
Вице-президент, и. о. президента Абхазии Бадра Гунба во время второго тура голосования на выборах президента
Читайте Monocle.ru в

Второй тур президентских выборов в Абхазии закончился победой вице-президента Бадры Гунбы. Теперь он станет главой республики без приставки и.о. Вместе с тем мандат, выданный ему народом Абхазии, как показало голосование, является не абсолютным. А значит, если Гунба хочет провести в жизнь свои задумки, в числе которых и инвестиционное соглашение с Россией, ему придется искать общий язык с оппонентами.

В первом туре исполняющий обязанности президента чуть было не победил. Гунба набрал 46% голосов, а его соперник, бывший министр финансов Адгур Ардзинба – 37%. Как водится в Абхазии, высказывались сомнения в честности проведения выборов, но результат первого тура кандидат-оппозиционер признал. Во втором туре ожидалась серьезная борьба: и Ардзинба, и Гунба стремились по максимум мобилизовать свой электорат. И тот и другой рассчитывали, что будет высокая явка.

Судя по предварительным данным, которые 2 марта, на следующий день после голосования, обнародовал глава Центральной избирательной комиссии Дмитрий Маршан, расчет оправдался. Явка составила 70% и была выше, чем в первом туре. За Гунбу проголосовали 54,73% избирателей, за Ардзинбу – 41,54%. В маленькой республики в списки избирателей внесены 143651 человек, так что в абсолютных цифрах отрыв небольшой, но в процентах – существенный. Так что, до истечения трех установленных законом ближайших дней ЦИК и объявления окончательных итогов голосования вряд ли что-то изменится – если, естественно, не повторится то, что в Абхазии не раз уже бывал, когда в избирательный протест вмешивалась протестная стихия.

Оснований исключать на сто процентов такой сценарий первые часы после объявления результатов голосования как будто не давали. Гунба обратился к согражданам, не дожидаясь выступления Маршана, когда стало ясно, что Ардзинбе его не догнать. «Этот результат достигнут благодаря доверию, которое оказали нам граждане нашей страны, нашей команде, а самое главное – это результат голосования нашего народа. Это должно стать победой народа Абхазии ради будущего нашей страны», – сказал Гунба, поздравив своих сторонников с победой.

Ардзинба же с послевыборным обращением медлил. Отчасти задержка объяснялась тревожными новостями из поселка Цандрыпш в Гудаутском районе. Здесь вечером 1 ноября два десятка человек в масках напали на избирательный участок. Нападавшие были вооружены. Как сообщила абхазская Генпрокуратура, на участке повредили урну – этим ущерб и ограничился. Но дальше случилась стрельба.

Глава ЦИК Маршан заявил, что нападавшие не подчинились требованиям сотрудников милиции остановиться и те применили оружие. Ранено два человека. Как утверждалось в местных соцсетях, один из них – родственник Ардзинбы.

Кандидат в президенты на следующий день раненных посетил, однако от каких-либо заявлений воздержался. Это дало определенный оптимизм в отношение исхода избирательного процесса. Все-таки за последнее время в Абхазии было слишком много случаев, когда выборы проходят не как положено, а чтобы разрядить обстановку, накалившуюся, когда очередной кандидат или политическая сила не признали свое поражение.
 
Каким бы ни был отложенный эффект голосования, ясно, что победителю выборов придется считаться с тем, что в Абхазии его поддерживает не подавляющее большинство. А для претворения в жизнь соглашения об инвестиционном сотрудничестве с Россией требуется именно консенсус. Иначе Гунба рискует повторить судьбу своего предшественника Аслана Бжания. Он ушел в отставку в ноябре, что и стало причиной нынешних досрочных выборов.

Российско-абхазское соглашение, позволяющее расширить присутствие в республике российского бизнеса, было подписано в октябре. Но парламент Абхазии его так и не ратифицировал. Против ратификации в декабре проголосовало большинство парламентариев. Теперь Гунбе предстоит как-то найти с ними общий язык. Инвестиции Абхазии нужны. Но и страхи, имеющиеся в обществе в связи с перспективой появления в республике влиятельных конкурентов в сфере туризма, понятны.

Вместе с тем, выборы показали, что кто бы ни был у власти в Абхазии, вопрос внешнеполитического вектора перед ней не стоит. Соревновались не пророссийский и антироссийский кандидаты, а два кандидата, одинаково рассчитывающих на углубление сотрудничества с РФ. А значит, кто бы ни пришел к власти Абхазия останется союзницей России.