Трамп ввел 25-процентные тарифы на импорт автомобилей

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
27 марта 2025, 10:45

В Белом доме утверждают, что плюсы автотарифов дл США существенно перевесят все их минусы.

Bloomberg
Читайте Monocle.ru в

В Белом доме считают, что обложение всех иностранных автомобилей, поступающих в США, тарифом в размере 25% вдохнет новые силы в американский автопром и создаст новые рабочие места.

«Мы вводим 25-процентные тарифы на все автомобили, которые собраны не в Соединенных Штатах,- заявил Дональд Трамп после подписания указа о начале действия «автомобильных тарифов» на весь автоимпорт с 12.01 по вашингтонскому времени 3 апреля.- Мы намерены заставить платить страны, которые работают у нас и много лет забирают наши рабочие места, наши богатства и много еще чего».

Из заявления Белого дома следует, что тарифы вводятся не только на уже полностью собранные автомобили, но и на основные их детали и узлы, включая, например, двигатели, трансмиссии, электропроводку и т.д. Тарифы на автодетали и узлы вступят в силу через месяц, 3 мая. Их список не окончательный и может быть расширен.

Президент Трамп также подчеркнул, что тарифы являются «неизменными» и что он не собирается ни для кого делать исключений и даже вести об этом переговоры.

Акции компаний General Motors Co., Ford Motor Co. и Stellantis NV пошли вниз. Упали сегодня утром акции и азиатских автопроизводителей во главе с Toyota Motor Corp.

Для импортных автомобилей, которые входят в Соглашение о свободной торговле США, Канады и Мексики (USMCA), подписанное во время первого президентского срока Трампа и вступившее в силу 1 июля 2020 года, действуют некоторые послабления: 25-процентным тарифом не будут облагаться детали и узлы, сделанные в США.

Еще одна тонкость: автотарифы, как подчеркнул секретарь аппарата Белого дома Уилл Шарф, дополняют уже действующие тарифы, т.е. прибавляются к ним. В администрации утверждают, что экономический эффект от их введения составит 100 млрд долларов в год.

Очевидно, что Дональд Трамп расширяет свои торговые войны со всей остальной планетой. Напомним, что 2 апреля ожидается его заявление о вводе так называемых «ответных» тарифов, направленных на снижение дефицита торгового баланса США. Тарифно-торговая война Дональда Трампа принимает характер и масштабы глобальной. Правда, президент на днях дал понять, что для некоторых торговых партнеров он готов сделать определенные исключения.

«2 апреля состоится настоящее освобождение Америки,- цитирует Bloomberg президента Трампа.- Я с нетерпением жду этого».

Автотарифы ударят и по американским автопроизводителям, потому что, например, GM ввозит на территорию США широко известные пикапы Chevrolet Silverado, собранные на заводах в Мексике и Канаде. Это же относится и к компании Stellantis, которая собирает ряд своих популярных моделей, включая Jeep Compass SUV, в Мексике. Менее всего затронут автотарифы Ford, у которого доля собранных в США автомобилей значительно выше, чем у других американских автомобильных компаний. Однако тарифы будут действовать в отношении фордовских пикапов Maverick и Bronco Sport SUV, которые собираются в Мексике.

Больно ударят трамповские автотарифы по европейскому автопрому и, особенно, по немецким автопроизводителям.  

«Мы сейчас оцениваем это заявление вместе с другими мерами, которые США планируют предпринять в ближайшие дни,- говорится в заявлении главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.- ЕС продолжит искать решение проблемы за столом переговоров, но, в первую очередь, будет защищать свои экономические интересы».

Канадский премьер Марк Карни назвал американские тарифы «прямой атакой» на людей, занятых в автомобилестроении, и нарушением торгового соглашения между США, Канадой и Мексикой. Премьер не стал говорить об ответных мерах, но Дуг Форд, возглавляющий провинцию Онтарио, где находится большинство канадских автозаводов, заявил, что ни минуты не сомневается в зеркальном ответе Оттавы. Он призвал Карни ввести тарифы на американские автомобили, играющие доминирующую роль на канадском авторынке.

Не исключает ввода ответных тарифов и премьер-министр Японии Сигэру Исиба.

В прошлом году США импортировали иностранных автомобилей более чем на 240 млрд долларов. Эксперты уверены, что автотарифы приведут к повышению цен на иномарки, продаваемые в Америке. Согласно расчетам, тарифы на Канаду, Мексику и Канаду, повысят стоимость, например, их кроссоверов приблизительно на 4 тыс. долларов, а собранных в США внедорожников – на 12 тыс. долларов. Тем не менее, Дональд Трамп утверждает, что выгоды, которые автомобильные тарифы принесут американскому автопрому, перевешивают «минусы».