Первый китайский вице-премьер Дин Сюэсян пообещал на Боаосском Азиатском форуме, который часто называют «Восточный Давос», оказать экономике Китая политическую поддержку. Первый заместитель главы правительства КНР намерен искать ее в Азии за счет расширения и углубления связей с глобальным Югом.
Выступавшие на Боаосском форуме политики, экономисты и бизнесмены говорили о том, нельзя полагаться на США, которые развязали против Китая очередную торговую войну. Следует как можно быстрее переориентироваться на юг Азиатского континента.
Кстати, в самой Поднебесной несмотря на 3 десятилетия стремительного экономического роста и статус второй экономики планеты продолжают считать себя не развитой страной, а страной глобального Юга.
Дин, шестой по рангу в китайской иерархии чиновник, заявил, что в этом году политика Пекина будет направлена на «стабилизацию внешней торговли и инвестиций». Пекин сейчас энергично ищет опору на юге среди стран с низким и средним уровнем доходов.
«США никогда не занимают строну глобального юга»,- цитирует Guardian профессора университета Джавахарлара Неру Аравида Йеллери, участвовавшего в работе Форума. Он считает, что такие азиатские страны, как Индия, должны искать экономическую поддержку на глобальном Юге. В Дели сейчас, кстати, активно обсуждается ослабление ограничений в торговле с Китаем и инвестиционной политике, введенных 5 лет назад после столкновений на китайско-индийской границею.
Главной темой нынешнего Боаосского Азиатского форума является усиление стойкости азиатских экономик в борьбе с американскими тарифами. Дин призвал азиатские страны «решительно противостоять торговому и инвестиционному протекционизму», естественно, намекая на тарифы, которые направо и налево сейчас вводит президент Трамп.
Экономист Пекинского университета Хуан Ипин, который является советником китайского центробанка, подчеркнул в своем выступлении важность сотрудничества без США и то, что возглавляемая теми же США глобализация сейчас очень быстро может развернуться на 180 градусов.
«Торговые барьеры строятся очень быстро»,- констатировал он тревожную тенденцию.
Естественно, резкое сближение с глобальным Югом, это не только и не столько инициатива снизу. О поддержке стран глобального Юга китайский лидер Си Цзиньпин говорил на саммите G20 в Бразилии в ноябре прошлого года, еще до возвращения в Белый дом Дональда Трампа, не скрывавшего своих намерений сразу после инаугурации ввести многочисленные тарифы и объявить всей планете торговую войну.
За последние месяцы Пекин подписал соглашения о свободной торговле более чем с десятком стран глобального Юга. Китайский экспорт в США начал снижаться еще до ввода против него первых американских тарифов в феврале этого года. Одновременно, растет китайский экспорт в страны Юго-Восточной Азии. Впрочем, экономисты отмечают, что ряд китайских компаний благодаря такому маневру просто отправляют свои товары в те же США не из КНР, а из ЮВА.
«Значительная часть китайской торговли с глобальным Югом является деривативом американского спроса», - объясняет Брэд Сестер из Совета по международным отношениям (CFR).
Несмотря на очевидный разворот Пекина в сторону стран глобального Юга и расширение и углубление с ними как торговых, так и политических отношений, многие экономисты считают главным залогом успешного сопротивления китайской экономики американским тарифам сильный спрос внутри самой Поднебесной. Из-за осложнившейся торгово-геополитической обстановки с приходом к власти в Америке Трампа многие экономисты не ждут в этом году привычно большого вклада экспорта в рост экономики.
Дин в своем выступлении на Форуме тоже подчеркнул необходимость поиска путей для повышения внутреннего спроса. Ряд китайских провинций получили распоряжение из Пекина сосредоточить внимание и силы не столько на инвестициях, сколько на росте потребления.
«Приоритетной задачей для Китая является повышение внутреннего спроса»,- заявил в своем выступлении Хуан.
Как подчеркнул еще один участник Боаосского Азиатского форума, доля потребления в ВВП должна достигнуть к 2035 году 70%.