Смогли ли американки повторитть достижение Терешковой?

Михаил Захаров
29 апреля 2025, 18:23

Подлет в апреле к границе космоса американского экипажа из шести женщин заставил обратить внимание на одно обстоятельство, имеющее больше отношения к России, чем к Америке. Какое же именно? Еще пара важных вопросов: насколько женщины нужны в космосе, и насколько космос нужен им?

blueorigin.com
На иллюстрации видна траектория носителя и спускаемой капсулы суборбитального корабля, вылетающей за линию Кармана, но не совершающей витка на околоземной орбите
Читайте Monocle.ru в

Девушки и звезды

14 апреля этого года в рамках миссии NS-31 частная американская аэрокосмическая компания Blue Origin (они принадлежит миллиардеру Джеффу Безосу) осуществила очередной полет в космос. По крайней мере, формально считается так: линия Кармана (высота 100 км над уровнем моря) в таких полетах пересекается (на 5 км). И как отметили в Blue Origin, старт ракеты New Shepard с космодрома в Техасе стал первым космическим запуском с полностью женским экипажем с момента полета летчика-космонавта СССР Валентины Терешковой в 1963 году.

Только полет Терешковой принципиально отличается от нынешнего, и не тем, прежде всего, что она летала одна.

Капсула с шестью пассажирками на борту приземлилась после короткой суборбитальной «поездки», длившейся около 10-12 минут, включая несколько минут невесомости. А наша космонавтка, будучи первой в мире, летала на «Востоке-6» трое суток, сделав вокруг Земли 40 витков в качестве пилота космического корабля.

Отличия между полетами разительные, и астронавткам удалось не столько стать вторыми после Валентины Терешковой, сколько напомнить об уникальности ее полета. С июня 1963 года, когда он состоялся, до короткого тура американок прошел 61 полный год.

Главный конкурент нашей космонавтики в лице США смог запустить свою первую астронавтку Салли Райд только в 1983 году. Она стала третьей женщиной, побывавшей в космосе (вторая — Светлана Савицкая, летавшая в 1982 году, и побывала на орбите на корабле «Спейс шаттл» в составе экипажа из пяти человек.
.
В Советском Союзе готовился полет корабля «Союз Т-14» с полностью женским экипажем: Светланой Савицкой, Екатериной Ивановой и Еленой Доброквашиной. Но в ноябре 1985 года он был отменен.

Сейчас женская космонавтика явно не входит в число российских приоритетов. Этому, впрочем, есть рациональное объяснение. «С конца 1980-х российские космонавты не выполняют коротких полетов на орбиту. Люди находятся на МКС по полгода, а то и больше, и такая работа, конечно, женщинам не очень подходит. Это труд тяжелый и напряженный, часто приходится выходить в открытый космос, крутить там гайки», – цитировал недавно АиФ сотрудника Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина Борис Есин. – «А вот американские шаттлы в свое время летали на орбиту максимум на две недели. И нагрузка у их экипажей была не столь серьезная, как у наших. По этой причине гражданок США в космосе побывало так много»

Действительно, у США насчитывается 369 астронавтов, среди которых 62 женщины, у СССР и России 136 космонавтов, из которых 6 женщин. Но едва ли это можно назвать только нашим трендом: в целом женщины составляют чуть более 10% от общего числа людей, когда-либо совершивших полет в космос.

Волна восторгов и критики, последовавшая за недавним полетом американок, вновь подняла вопросы о «пригодности» женщин для работы в космосе – и причинах гендерного диспаритета в целом. Что тому виной: гендерные предрассудки, медицинские основания или технические тонкости, вроде отсутствия подходящего оборудования?

У космоса (не)женское лицо?

С одной стороны, как говорил космонавт Сергей Рязанский, у мужчин физиология и гормональный уровень отличаются большей стабильностью, а их устойчивость к психологическим и вестибулярным воздействиям и перегрузкам выше, чем у женщин. Кроме того, по его мнению, российские женщины не идут в отряд космонавтов из-за ориентированности на семью.

С другой стороны, российская космонавтка Елена Серова отмечала, что нельзя подводить всех под одни стереотипы, и объясняла малое число женщин в российском отряде космонавтов сложившимися предрассудками. «Что касается устойчивости к психологическим и вестибулярным перегрузкам, это абсолютная неправда, поскольку многие женщины гораздо легче это переносят, чем мужчины», – поясняла Серова. 

По мнению космонавта Светланы Савицкой, действительно сложился стереотип о том, что женщинам не стоит соваться в сложные разработки космических полетов и их осуществление. «Команды жесткой нет набрать женщин, поэтому опять набор идет – и отсеивают, не стесняясь в разговорах говорить, что женщин им не надо», – описывала она ситуацию.

«Я часто говорю, что однополый экипаж – как однополый брак, поэтому женщины всегда должны быть», – делился мнением космонавт Геннадий Падалка. – «Причем они работают очень качественно и профессионально, они хорошие инженеры и прекрасно справляются с поставленными задачами».

«Посмотрите, сколько сейчас женщин-пилотов! И, кстати, процент аварийности в женских экипажах на порядок ниже, чем в мужских», – отмечал российский космонавт Павел Виноградов. – «Мужики работают спонтанно и быстро, а женщины по-другому организованы. Поэтому нет никаких противопоказаний к тому, чтобы летали девушки».

Как ранее заявлял возглавлявший госкорпорацию «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, «мы бы хотели не проводить какие-то искусственные балансы, но рассчитываем, что молодые женщины России могут спокойно пройти те жесткие требования, которые предъявляются к космонавтам, и тем самым сбалансировать отряд, который стал слишком мужским». 

И, по итогам четвертого открытого отбора в отряд космонавтов Роскосмоса, который завершился 20 декабря 2023 года, в число кандидатов вошла Анастасия Бурчуладзе, а всего специалисты рассмотрели 296 заявлений, из которых 80 были от женщин.

Профессионализм и здравый смысл – прежде всего

В беседе с Моноклем руководитель отдела Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Марк Белаковский отмечает, что в России еще со времен первых космонавтов сложилась ситуация, когда для выполнения космических задач подбирались высокопрофессионально подготовленные, молодые мужчины, «в основном летчики».

«У нас традиционно старались женщин уберечь от факторов космического полета, негативных для женского организма», – отмечает наш собеседник. Однако, по его словам, будущее космонавтики пилотируемой видится только с участием женщин – и ради этого уже долгое время ведется планомерная и вдумчивая работа. 

Чтобы женщины летали в космос на постоянной основе, специалисты ИМБП проводят многочисленные последовательные и системные исследования и эксперименты, в том числе, о влиянии факторов космического полета на женский организм, а также о совместной работе смешанных экипажей в условиях длительных программ.

«Нам очень серьезно надо изучать влияние факторов космических полетов на человека, наиболее оптимальный состав команды и по гендерному составу, и по количеству надо отрабатывать на Земле», – рассказывает Белаковский. – «Вне всякого сомнения, будущее за гендерно-смешанными экипажами, но сколько человек должно лететь и сколько из них должно быть женщин и мужчин, это надо отрабатывать».

При этом, по словам эксперта, упор при отборе будущих космонавтов должен делаться на навыки претендентов, а также цели и задачи полета – но не на условие обязательного гендерного равенства или слепого предпочтения тому или иному полу.

«Самый главный критерий, вне всякого сомнения, это профессионализм людей, которые работают в экипаже», – подчеркивает Марк Белаковский. – «Женщина или мужчина, это вторично в этой ситуации, мне кажется».