Растущий дефицит Евросоюза в торговле с Китаем и торговая война между США и КНР могут превратить объединенную Европу, состоящую из 27 стран, в свалку для дешевых китайских товаров. Достаточно сказать, что в первые четыре месяца 2025 года дефицит ЕС в торговле с КНР достиг рекордных 90 млрд долларов.
Торговля между Китаем и Америкой после возвращения Дональда Трампа в Белый дом резко сократилась. Большая часть китайских товаров, предназначавшихся для Америки, сейчас перенаправляется в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. Однако товаров, сделанных для американского рынка так много, что часть из них попадает и в Европу несмотря на то, что континент после коронавирусной пандемии и так уже перенасыщен дешевыми китайскими товарами, пишет Bloomberg.
Экспорт Китая в ЕС быстро растет, а вот импорт европейских товаров снижается.
«Европейские и неамериканские рынки ждет наплыв китайских товаров,- объясняет старший экономист Allianz Trade Максим Дармет.- Китай захочет сохранить свою долю на глобальном рынке и для этого попытается увеличить ее на других рынках».
Завтра в Париж приезжает китайский вице-премьер Хэ Лифэн, тот самый, кто заключил в минувшие выходные в Женеве перемирие с американцами. Наверняка на его переговорах с французским руководством будет затронута и проблема растущего дефицита ЕС в торговле в Поднебесной.
Конечно, остановить поток китайских товаров при помощи протекционистских мер несложно. Это только что продемонстрировал президент Трамп при помощи тарифов. Но усиление протекционистской политики идет вразрез с одной из главных европейских ценностей – открытостью экономики.
Проблему дефицита торгового баланса для Брюсселя осложняют и валютные колебания. В апреле юань ослабел по отношению к евро по максимуму более чем за 10 лет. В результате китайский экспорт в Старом Свете подешевел и стал еще привлекательнее для европейцев. Даже если отвлечься от тревожной статистики, остается фундаментальная проблема, с которой необходимо что-то делать: Европа теряет конкурентоспособность, что делает ее еще более уязвимой перед дешевыми китайскими товарами.
«В эру протекционизма невозможно иметь свободную торговлю, потому что это разрушает вашу экономику,- объясняет старший экономист Natixis SA Алисия Гарсия Эрреро.- Необходимы торговые барьеры. Это необязательно должны быть электромобили. Речь идет о любых товарах, по которым Европа хочет и может конкурировать и которые нуждаются в защите».
По данным таможенного управления КНР, объем китайского экспорта в Европу за четыре месяца 2025 года уступает только пандемическому 22-му году. Марош Шевчович, отвечающий в Еврокомиссии (ЕК) за торговую политику и экономическую безопасность, на прошлой неделе попытался успокоить страхи европейцев и заявил, что ЕК внимательно следит за ситуацией в торговле с Китаем. Он также пообещал представить в середине месяца, т.е. в ближайшие дни, первые выводы и, возможно, какие-то решения. Ожидается, что завтра дефицит в торговле с Пекином будет обсуждаться и на встрече министров торговли ЕС в Брюсселе.
В ЕК, конечно, недовольны тем, что одновременно с резким ростом экспорта в Европу Пекин сокращает импорт европейских товаров, потому что потребительский спрос в Китае сейчас низкий. К тому же, повышается конкурентоспособность китайских компаний, и они успешно вытесняют европейских конкурентов с внутреннего рынка КНР. Головная боль еврочиновников – дефляция в Поднебесной, которая еще больше снижает цену и без того недорогого китайского экспорта.
Характерным примером проблем, возникших в торговле между Евросоюзом и Китаем, является торговля между КНР и Германией: в 2020 году у Пекина был дефицит, превышавший 18 млрд долларов, а в прошлом году – уже профицит в размере 12 млрд долларов. Если эта тенденция продолжится, что очень вероятно, то к концу года профицит Пекина в торговле с ФРГ увеличится вдвое и достигнет 25 млрд долларов.
Наиболее быстро растет экспорт в Европу китайских автомобилей. При этом экспорт продукции европейского автопрома в Поднебесную так же быстро снижается. Для защиты европейских автопроизводителей еврочиновникам, очевидно, все же придется отказаться от принципов открытого рынка и прибегнуть к протекционизму. К тому же, первые шаги на этом пути ЕК уже сделала: в прошлом году она после долгих колебаний и споров все же повысила тарифы на китайские электромобили, после чего рост их экспорта резко снизился.
«Сначала мы думали, что это будет противостояние между Китаем и США,- говорит Максим Дармет,- но торговая война между ними будет иметь (негативные) последствия для всей планеты и особенно для Европы. Она заставит крупные экономики все чаще прибегать к протекционистским мерам».