Трамп, возможно, получил тайный сигнал по торговой политике из Брюсселя

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
26 мая 2025, 12:37

В конце минувшей неделе Вашингтон резко сманеврировал на переговорном треке по тарифам с Европой

think.ing.com
Читайте Monocle.ru в

В последние недели, казалось, инвесторы могли перевести дух – Дональд Трамп начал снижать давление на торговых партнеров и конкурентов. После подписания  две недели назад, на переговорах по вопросам торговли в Женеве, 90-дневного перемирия между американской и китайской делегациями, казалось, что неопределенность начнет ослабевать. Однако в конце прошлой недели президент Трамп показал, что расслабляться рано.

Сначала он объявил о вводе с 1 июня тарифов на европейские товары в размере 50%, подчеркнув, что не заинтересован в сделке с Брюсселем. С этой же даты вводятся пошлины на смартфоны, собранные не в Америке, в размере 25%.

Затем, через день, в воскресенье президент США отложил ввод тарифов на 9 июля, то есть на пять с лишним недель. Очевидно, что неопределенность в глобальной торговле никуда не исчезла и даже не ослабла, на что так надеялись те слабаки, которым все грезится былая эпоха стабильности. Особенно много жалоб слышно от тех инвесторов, кого нервируют колебания фондовых рынков на виражах тарифной политики, подобных тому маневру в отношении ЕС (и смартфонов), о котором идет речь.

«Сегодняшние новости о том, что Трамп угрожает тарифами ЕС и выделил Apple, являются примерами того, к чему мы должны готовиться в следующие пару месяца, а может, и до конца текущего года», - цитирует Bloomberg вице-президента Института мировой экономики Петерсона Маркуса Ноланда.

Представитель Белого дома заявил на прошлой неделе после подписания сделки с Великобританией, что президент Трамп надеется в ближайшие дни подписать торговые соглашения и с рядом других крупных экономик. Министр финансов США Скотт Бессент назвал в интервью Fox News в числе стран, с которыми переговоры находятся на финальной стадии, Индию.

С остальными странами, которые по тем или иным причинам не торопятся подписывать торговые соглашения с Вашингтоном, разговор у него, по словам самого Трампа, будет короткий: он будет просто назначать тарифы на импорт их товаров без какого-либо согласования с ними.

Бессент и министр торговли Говард Латник подчеркивают, что особенно трудно проходят переговоры с Европой. Так что фехтовальный тарифный выпад Трампа нисколько не удивителен.

Обращает внимание, что Дональд Трамп, как всегда, говорил о вводе 50-процентных тарифов против Европы с 1 июня очень убежденно. Скорее всего, это была искренняя убежденность, а не игра, направленная на принуждение Брюсселя к уступкам. За 48 часов, по истечении которых он отсрочил ввод этих тарифов, он, вероятно, получил какой-то негласный сигнал от Брюсселя о готовности пойти на попятный.

Трамп искренне верит в успех своей тарифной политики. К примеру, он поддержал в конце прошлой недели многострадальную сделку между United States Steel Corp. и японской Nippon Steel Corp. и уверенно заявил, что длительные переговоры закончились успехом лишь благодаря его тарифам. Япония действительно является одной из тех крупных экономик, переговоры о торговом соглашении с которыми идут сейчас полным ходом и находятся на стадии завершения.

Среди других стран, торговые переговоры Вашингтона с которыми вступили в стадию завершения, высокопоставленные американские чиновники называли также Вьетнам и Израиль.

Скептики объясняют поведение стран, которые пока колеблются, тем, что там не знают, насколько долговечными будут заключенные ими сделки.

«Поразительно, мы имели соглашения о свободной торговле с рядом этих стран, например, с Кореей и Австралией, но это не помешало ввести против них тарифы, - объясняет Маркус Ноланд. - Его (Трампа) готовность и желание расторгать предыдущие соглашения и не обращать на них внимание должны очень сильно тревожить эти страны».

Но более чем очевидно, что в торговой политике США произошел переход от режима свободной торговли, который Трамп и стоящие за ним круги посчитали невыгодными, к режиму тарифной защиты американского рынка. Поэтому финал действия предыдущих соглашений не должен восприниматься как прецедент для новых сделок. Хотя действительно можно предполагать, что их условия окажутся не столь долгосрочными и будут реагировать на торговый баланс в торговле американцев с этими странами.