Документ принят Авторским советом Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО) в интересах членов РАО.
«Кто-то скажет, что надо было разработать и утвердить его еще раньше. Но мы исходили из того, чтобы это не выглядело поспешным решением. Сейчас сама жизнь доказала необходимость существования этого документа, поскольку подобные нарушения грозят стать весьма распространенным явлением в онлайн-вещании», — отметил советский и российский композитор, продюсер, радиоведущий, вице-президент Авторского совета РАО Владимир Матецкий.
По его словам, сегодня те, кто «доставляет» контент, начинают доминировать над теми, кто его создает. Это грозит далеко идущим конфликтом интересов. Ситуацию необходимо корректировать, иначе можно прийти к печальным последствиям — когда «доставлять» станет просто нечего.
«Технологическая трансформация медиарынка привела к значительному росту доходов радиостанций и телевизионных каналов от онлайн-вещания. В интернете транслируются гигантские объемы музыкальных произведений. Меморандум лишь призывает соблюдать при этом закон», — считает музыкант, композитор, продюсер, режиссер театра и кино Стас Намин.
Меморандум напоминает, что использование произведений, находящихся под управлением РАО, требует от вещателя наличия соответствующего договора с Обществом. Но в любом случае РАО готово и будет защищать права авторов в рамках закона, вплоть до обращения в судебные инстанции.
«РАО на протяжении длительного времени доказывает свою эффективность в построении понятных, прозрачных взаимоотношений между авторами, правообладателями и пользователями. Так что в контексте меморандума я доверяю специалистам РАО», — говорит сопредседатель Совета Российского Музыкального Союза, композитор, народный артист Российской Федерации Алексей Рыбников.
Подписанный меморандум стал для творческого сообщества вполне ожидаемым шагом в контроле за соблюдением авторских прав в условиях цифровой экономики.
«Интернет сегодня неотъемлемая часть нашей жизни, а значит, всё в ней должно быть регламентировано. Пока трансляции, стриминги считались разновидностью хобби, личным самовыражением, еще можно было допускать к ним снисходительное отношение как к некой “серой зоне авторского права”, но сегодня это серьезный прибыльный бизнес. Самая близкая аналогия — история с блогерами. Еще несколько лет назад их интернет-ресурсы никто не ассоциировал с частным предпринимательством, а сегодня их деятельность закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Подчеркну, именно экономической. То же самое с трансляциями, стримами. Почему же люди, зарабатывающие на контенте, не должны делать отчисления в пользу тех, кто этот контент создает?» — задается вопросом композитор, саксофонист, народный артист РФ, президент Авторского совета Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» Игорь Бутман.
По его мнению, это абсолютно необходимый шаг к легализации пока бесконтрольной практики использования чужой интеллектуальной собственности в интернет-пространстве. «Я люблю импровизацию, но точно знаю, что в законе ее быть не должно, в нем все должно быть четко и прозрачно, поэтому я и поддержал этот меморандум», — заключил Бутман.