С 1 сентября 2025 года в некоторых российских регионах школьникам снова станут ставить оценки за поведение. Это станет результатом одной из инициатив в сфере среднего общего образования, предложенных Советом по правам человека и поддержанных президентом России. О том, как идет работа над президентскими поручениями в области образования, как защитить педагогов от травли со стороны нерадивых учеников и их родителей и зачем нужна еще одна оценка знаний в школе в дополнение к ЕГЭ, члены рассказали СПЧ на пресс-конференции 14 июля 2025 года.
Ни одно из изменений в системе среднего образования не вызывало в свой адрес столько негативной критики, как единый государственный экзамен. За 25 лет своего существования ЕГЭ бессчётное количество раз призывали переделать, сузить или вовсе отменить. Но очевидно, что единый экзамен при всех его минусах обеспечивает то, ради чего он и создавался: одинаковые возможности для всех выпускников школ поступить в любой университет страны и устранение коррупции при поступлении в вузы.
Однако ЕГЭ, фактически являясь вступительным экзаменом в университеты, снизил значимость школьных оценок по более широкому кругу предметов. Итог – на этот «круг» ученики чаше всего и не тратят свое время. И среди таких предметов оказались дисциплины, которые составляют наш культурный код: это история, литература и география, пояснил Валерий Фадеев, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (в том случае, если данные дисциплины не входят в число предметом единого госэкзамена, необходимых для поступления в выбранный абитуриентом университет — Монокль).
Фадеев напомнил о проведенном в СПЧ исследовании, в ходе которого респондентам задавали очень простые вопросы. Один из них: «Куда впадает Волга?».
Выяснилось, что среди молодых людей, только что закончивших школу, знает верный ответ только 18%, в то время, как среди тех, кому за 60, таковых 73%. Выглядит практически как приговор нынешней системе образования и проверки знаний.
«Эти предметы действительно формируют наш культурный процесс, что чрезвычайно важно, отсюда и возникло поручение президента организовать обсуждение с профессиональным и родительским сообществами вопроса о целесообразности введения интегральной средней оценки освоения основных предметов в общеобразовательных организациях. И оценки за поведение», — рассказал Валерий Фадеев. Он уточнил, что на данный момент ЕГЭ по литературе сдает 5,5% выпускников, а по географии – 2,5%. А значит, в ближайшем будущем еще меньше молодых людей будут знать, куда впадает Волга.
При этом сложившаяся в российской практике ситуация в чем-то уникальна: больше нигде в мире нет такого, чтобы знания школьника по предметам, не входящим в список необходимых для поступления, вообще никак не оценивались, добавил спикер. В разных странах существуют разные способы такой проверки, отметил он: когда-то и в Советском союзе существовал средний балл, который приплюсовывался к оценкам на экзамене при поступлении в вуз.
Вопрос целесообразности введения интегральной оценки в школе и ее учета при поступлении в вуз наряду с результатами ЕГЭ пока что находится в стадии обсуждения экспертным сообществом. А вот другое поручение президента заработает уже с 1 сентября: речь идет об оценке за поведение. Эту оценку убрали в конце 1980-х годов, а затем из школ ушла и функция воспитания. В итоге сегодня от травли, в том числе в интернете (кибербуллинга), издевательств страдают не только одни ученики от других, но и учителя: на сегодняшний день треть педагогов в России сталкиваются с хамским и неуважительным отношением в свой адрес, добавила глава рабочей группы СПЧ по образованию Екатерина Сморода.
Издевательство над учителями – явление, которое нужно прекратить, потому что таким образом подвергается разрушению один из краеугольных камней жизни нашего общества – авторитет учителя, уважение к нему, доверие. «Если мы это разрушим – мы разрушим общество», - добавил Валерий Фадеев. «Если мальчики бегают на перемене – это норма. Если они подрались – это тоже норма, и даже если старшеклассники курят за углом – но это, конечно, надо пресекать. А бить учителя – это не норма, а болезнь».
Образование без воспитания превратилось в услугу, считает Сморода. По ее словам, это поменяло в корне отношение общества и родителей, учеников, к учителям. «Что такое поведение, что такое поступки? Это результат воспитания, в том числе и детей, которые так себя по-хамски периодически ведут, интернет пестрит роликами, в которых над учителями издеваются. Мы предложили официально на нормативном уровне закрепить, что оценка поведения обучающихся есть часть системы воспитания, которая вернулась у нас, наконец».
По словам Смороды, более 80% родителей, опрошенных СПЧ в ходе исследования, высказались за то, что оценивать поведение детей в школе нужно. Это говорит о том, добавила она, что родители понимают: школа помогает им воспитывать ребенка, а результат воспитания — его адекватные поступки, социально одобряемое поведение, поэтому этим вопросом нужно заниматься.
С 1 сентября в пилотном режиме оценки за поведение появятся в Новгородской, Ярославской, Тульской области, Мордовии, Чечне, а также в Луганской народной республике.