«В последнее время я часто получаю сведения от бизнеса Республики Крым и воссоединенных регионов о попытках взыскания с них крупных отчислений в пользу Российского авторского общества за исполнение песен Майкла Джексона, Элтона Джона, Фрэнка Синатры, Эда Ширана, Ланы Дель Рей, Coldplay, Рианны и прочих исполнителей», – заявил сенатор от Запорожья Дмитрий Ворона во время своего выступления 2 июля 2025 года на заседании верхней палаты Федерального собрания Российской Федерации. По словам сенатора, бизнес хочет и дальше использовать произведения недружественных музыкантов и не хочет за это платить.
Это заявление вызвало общественный резонанс. То есть в ресторанах и кафе Крыма и новых регионах по-прежнему активно звучит музыка иностранных исполнителей, включая тех, кого можно считать недружественными? Это ставит под сомнение готовность местного бизнеса поддерживать отечественный музыкальный контент, несмотря на четкую позицию президента.
В России на законодательном уровне установлено, что когда в кафе, ресторане, на концерте звучит российская музыка, то собранные РАО средства идут российским правообладателям, а в случае с зарубежной – с 2022 года они попадают на специальный счет. Неоднократно говорилось, что прямых запретов на использование контента из недружественных стран в России нет, но есть законодательство об авторских и смежных правах, которое продолжает действовать, и наша страна скрупулезно соблюдает международные обязательства в этой сфере. Все это делается с пониманием того, что сиюминутное решение сделать иностранный музыкальный контент бесплатным негативно скажется в первую очередь на российской музыке – бизнес всегда выбирает более выгодные для себя варианты. Освобождение от выплат за иностранную музыку однозначно приведет к ее доминированию на российском рынке.
Закон на стороне правообладателей
«Давайте тогда запретим слушать, а не только не платить, логично же? А то получается, давайте мы будем пользоваться тем, что нам не принадлежит, но бесплатно. Гениально просто!» – возмутился продюсер Иосиф Пригожин. Продюсер убежден, что законодательство в сфере авторского права нельзя нарушать. «Играйте национальный репертуар внутри страны! А если вы хотите слушать Майкла Джексона бесплатно, тогда не играйте музыку Майкла Джексона, не играйте песни Элтона Джона – и тогда вы не будете платить за это. А если вы это используете, хотите это слушать, этим наслаждаться, будьте любезны – заплатите», – считает он.
«Предложение о запрете РАО собирать с бизнеса отчисления за использование песен иностранных авторов можно понять с обывательской, эмоциональной точки зрения. Вместе с тем юридически данное предложение видится неисполнимым и противоречащим закону», – отметила представитель РАО по правовым вопросам, генеральный директор IPCodex Наталья Полианчик.
РАО – аккредитованная Министерством культуры РФ организация, осуществляющая управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю.
«Это означает, что на РАО государством возложена функция выдавать лицензии пользователям от имени неопределенного круга правообладателей, который включает как российских, так и иностранных авторов. Исполнение данной функции обеспечивается возможностью защиты прав, в том числе в судебном порядке», – говорит Полианчик.
Эксперт напомнила, что Россия – участница Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, согласно которой в России иностранным авторам предоставляется тот же уровень защиты, что и российским авторам. Аналогично российские авторы обладают правом на защиту за рубежом.
«Таким образом, ограничение функций РАО в отношении иностранных правообладателей фактически ведет к нарушению доктринальных основ авторского права. Кроме того, возникает вопрос, относительно всех ли авторов следует применить данную инициативу? Ведь существует большое количество авторов из дружественных нашей стране государств, но придерживающихся враждебных нам взглядов. И напротив, в лагере наших оппонентов есть авторы, лояльные или нейтральные по отношению к России. Таким образом, следуя логике предложения, санкции должны быть адресными в отношении недружественных авторов. Но применение таких санкций точно не может быть в компетенции РАО», – отмечает Наталья Полианчик.
Стоит напомнить, что и проблемы, озвученной запорожским сенатором, как таковой не существует. Указом Президента РФ Владимира Путина от 27 мая 2022 года «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» финансовые обязательства, в том числе организациями по коллективному управлению правами, перед иностранными правообладателями из недружественных стран исполняются путем выплаты денег на специальный счет типа «О». Дальнейшая судьба этих денег решается исключительно правительственной комиссией.
«Решение действительно мудрое, таким образом, не нарушаются принципы авторского права, соблюдаются права и интересы как правообладателей, так и пользователей, а денежные средства, собранные в пользу действительно враждебно настроенных субъектов, остаются в бюджете страны», – говорит Полианчик, добавляя: «В завершение нужно отметить, что лицам, обеспокоенным платежами в пользу иностранцев, можно пожелать слушать исключительно российскую качественную музыку. В этом случае все собранное РАО вознаграждение будет распределяться российским авторам».
Русификация культуры
В последние три года регионы России уверенно переходят на отечественный контент. По данным РАО, использование российской музыки в общественных местах увеличилось примерно на 30%. Это связано не только с патриотическими настроениями, но и с осознанной позицией бизнеса, стремящегося поддержать национальную культуру и экономику.
Неоднократно выражал свою любовь к русской музыке и Президент РФ Владимир Путин, заявляя: «Я русский и люблю русскую музыку». Это высказывание стало призывом, который был поддержан многими представителями российского бизнеса. Важным шагом в этом направлении стало принятие в июне 2025 года паспорта государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», который популяризирует российскую музыку.
Однако важно, чтобы бизнес осознавал свою ответственность в условиях нынешней геополитической ситуации и самостоятельно решал, уместно ли транслировать музыку исполнителей, которые открыто выражают антироссийские взгляды или противоречат нашим моральным и этическим нормам.
«Мы считаем, что в наших учреждениях культуры не должны звучать песни тех исполнителей, которые так категорично настроены против России и позволяют себе такие высказывания. Должна звучать та история, те мелодии, которые прославляют нашу страну», – сказала председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Кроме того, РАО в новых регионах приняло решение снизить ставку за использование авторских произведений в пять раз. Это связано с переходным периодом и с тем, что гражданская самоидентификация на этих территориях только начинает формироваться. РАО учитывает все особенности и не проводит разбирательств по поводу использования контента, стремясь создать максимально удобные условия для местного бизнеса в процессе его интеграции в правовое поле Российской Федерации.
Однако, несмотря на усилия РАО и призывы Президента, местный бизнес в Крыму, согласно заявлению сенатора Вороны, пока не проявил должной реакции. Как сообщают в РАО, там ведется активная работа по продвижению русской музыки, но этих усилий недостаточно для достижения желаемого результата. К сожалению, сенатор Дмитрий Ворона открыто указывает на то, что местный бизнес предпочитает иностранных исполнителей, невзирая на их политические взгляды и общую государственную позицию. Это тревожный сигнал, который требует дальнейшего анализа и, возможно, дополнительных мер для поддержки и продвижения отечественного музыкального контента на всех территориях Российской Федерации.