«Интеллектуальная» революция, как пишет сайт американской CNBC со ссылкой на исследование консалтингово-аналитической компании CB Insights, штампует очень богатых людей с невиданной ранее скоростью.
Оптимисты, а их в таких случаях всегда пруд пруди, надеются и даже уверены, что она может облагодетельствовать и сделать миллиардерами не только своих считанных «отцов», а сотни и тысячи специалистов и менеджеров из тех, кто связан с развитием искусственного интеллекта (AI). Впрочем, у этой прелестной картины есть важный нюанс.
В этом году стартапы, как ожидается, пополнят армию новых «интеллектуальных» богачей еще несколькими десятками миллиардеров. Такой прогноз основан на результатах уже прошедших в 2025 году раундов финансирования нескольких стартапов, например Anthropic, Safe Superintelligence, OpenAI, Anysphere и т.д. Сейчас, по данным CB Insights, существует почти полтысячи (498) AI-единорогов с капитализацией не менее 1 млрд долларов и с суммарной стоимостью 2,7 трлн долларов. Как минимум сотня из них появилась после 2023 года. Если же взять «интеллектуальные» стартапы, оцениваемые не менее, чем в 100 млн долларов, то их количество превышает сейчас 1300.
Помимо известных технологических компаний Nvidia, Microsoft и других, AI обогащает инфраструктурные компании, строящие дата-центры. В отрасли огромные зарплат и премии у инженеров. Её протагонисты говорят даже о беспрецедентном в истории человечества обогащении.
«За последние 100 лет еще никогда с такой скоростью не создавались такие большие богатства, — приводит CNBC комментарий аналитика MIT Эндрю Макафи. — Этот процесс носит беспрецедентный характер».
В марте 2025 года Bloomberg подсчитал, что крупнейшие частные AI-компании создали как минимум 15 миллиардеров с суммарным состоянием в 38 млрд долларов. За время, миновавшее после того анализа, появилось более десятка новых компаний-единорогов.
За примерами ходить далеко не нужно. Мира Мурати, покинувшая в сентябре 2024 года Open AI, и создавшая в феврале этого года компанию Thinking Machines Lab, к июлю при помощи раундов финансирования получила инвестиций на 2 млрд долларов. Сейчас ее компания оценивается приблизительно в 12 млрд долларов.
Anthropic AI сейчас находится в процессе поиска инвестиций. Но вполне вероятно, что глава Anthropic Дарио Амодей и шестеро топ-менеджеров уже сейчас сейчас являются очень богатыми людьми, причем, очень вероятно, не просто миллиардерами, а мультимиллиардерами.
Anysphere во время июньского раунда финансирования была оценена в 9,9 млрд долларов, а буквально несколькими неделями позже ее стоимость поднялась до 18-20 млрд долларов. Это значит, что ее 25-летний основатель и гендиректор Майкл Труэлл уже вступил в клуб миллиардеров.
Но интересный нюанс: в основном процесс создания новых состояний происходит в частных компаниях. Этим нынешняя интеллектуальная революция отличается от доткомовского бума (1995-2001), когда множество стартапов проводили IPO. Сейчас же AI-стартапы не торопятся менять частный статус на общественный, потому что имеют постоянную подпитку от венчурных и суверенных фондов, фамильных офисов и т.д.
Поэтому массовые акционеры не зарабатывают на нынешней «революции», в отличие от эпохи доткомов. Правда, акционеры частных компаний продают акции некоторому кругу других инвесторов. Сейчас очень распространены структурные вторичные продажи (без выпуска новых акций).
Open AI ведет переговоры о вторичной продаже акций, чтобы обеспечить сотрудников наличностью. В ходе мартовского финансирования компания Сэма Альтмана была оценена в 300 млрд долларов, сейчас ее стоимость выросла до полутриллиона долларов.
Обеспечивают ликвидность и слияния и покупки частных компаний. После 2023 года аналитики CB Insights насчитали 73 связанные с ликвидностью операции, включая слияния, поглощения, IPO и т.д. После того, как Meta (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) инвестировала в Scale AI 14,3 млрд долларов, соосновательница этой компании Люси Гуо стала не только самой молодой миллиардершей, но и купила виллу в Голливуд Хиллс приблизительно за 30 млн долларов.
В прошлом году, по данным Института региональных исследований Кремниевой долины (SVIRS), компании из Кремниевой долины получили венчурных инвестиций более чем на 35 млрд долларов. В Сан-Франциско сейчас, по данным New World Wealth and Henley & Partners, больше миллиардеров, чем в Нью-Йорке: 82 и 67 соответственно. Количество миллионеров в большом Сан-Франциско за последнее десятилетие удвоилось, а в Нью-Йорке выросло на 45%. В прошлом году в Сан-Франциско было продано, по данным International Realty, рекордное в истории количество домов стоимостью свыше 20 млн долларов.
«Поражает, насколько сконцентрирована эта AI-волна, — удивляется Эндрю Макафи.— Там собираются люди, знающие, как создавать, финансировать и развивать технологические компании. Я уже 25 лет слышу, что Кремниевой долине вот-вот придет конец, а она продолжает оставаться все той же Кремниевой долиной». Что ж, в чем-то да, а в чем-то нет. Многое из происходящего вызывает обоснованное недоумение, и это не только вопрос распределения AI-миллиардов.
Еще одна особенность нынешнего процесса создания новых богатств, которая на сей раз схожа с тем, что было во время доткомовского бума, состоит в том, что новые миллионеры и миллиардеры неохотно идут в традиционные компании по управлению активами. Они предпочитают работать, по словам Саймона Крински из Pathstone, с частными компаниями.